Виды и содержание бухгалтерской отчетности

Для любой организации необходимо вести бухгалтерскую отчетность. В ней отображается вся деятельность предприятия: каждая хозяйственная операция, принятые решения. Бухгалтерская отчетность составляется за определенный период. Кроме бухгалтерской отчетности бывают и другие виды отчетности. Отчетность - это такой вид управления предприятием, а также способ представить информацию о нем. Обычно отчетность легко формируется специальной программой для бухгалтеров. О покупке этой программы должен позаботиться руководитель предприятия. Так же, как он заботится о трудоспособности работников, о своевременном оборудовании рабочих мест. Удобные рабочие места должны иметь хорошее освещение. Польза светодиодного освещения в том, что оно приятно для глаз, при нем не накапливается усталость, что очень важно при сидячей работе. Плюс к этому для бухгалтеров важно иметь подписку на оперативные профессиональные новости, доступ к нормативным документам, и путеводители по бухучету. Ну, и обязательно подписку на финансовые программы, которые значительно упрощают работу финотдела.

Из отчетов организации можно почти все узнать о ее финансовой и хозяйственной деятельности. Из отчета можно судить о том, что влияет на прибыль и убытки, можно внести некоторые корректировки деятельности. Для математика удобно оперировать графиками, для финансиста отчет представляет собой удобно размещенную информацию: кратко и объемно.
Итак, бухгалтерская отчетность – это довольно объемная, но компактно изложенная информация, оформленная по определенному стандарту. Сюда входят следующие элементы:

  • Бухгалтерский баланс.
  • Записка к бухгалтерскому балансу.
  • Отчет об убытках и прибылях.
  • Отчет об изменении капитала.
  • Отчет о целевом использовании полученных средств.
  • Отчет о движении денежных средств.

 

 

Бухгалтерский баланс


Каждый бухгалтер должен уметь правильно составлять бухгалтерский баланс, так как это главный документ всей отчетности. Балансы бывают нескольких видов: материальный баланс, баланс трудовых ресурсов, баланс доходов и расходов предприятия, баланс основных доходов, баланс денежных доходов и расходов населения и пр. Составление баланса поможет проанализировать деятельность предприятия, применяется для стратегического планирования.
Бухгалтерский отдел может составлять баланс в самом начале создания предприятия (начальный баланс). Это задокументированное свидетельство о создании предприятия. Также балансы составляются за определенный отчетный период (промежуточный) – это обычный вид баланса. Ликвидационный баланс составляется как свидетельство прекращения деятельности предприятия. На сегодняшний день все предприятия обязаны представлять годовую и промежуточную отчетность (годовая обычно составляется с 1 января за год, промежуточная – за день, месяц или квартал).
Из чего состоит баланс. Баланс имеет две части – актив и пассив. В активе значится все имущество и права на имущество. В пассив включают то, что было вложено в деятельность и сколько капитала было потрачено. Также есть указание, кто участвовал в данных растратах.
Правильно составленная финансовая отчетность дает доступ к основным принятым финансовым показателям предприятия, все данные подтверждены документально (приложены, грубо говоря, товарные чеки). Если отчет возьмет в руки независимый аудитор, он должен быть в состоянии подтвердить достоверность данных согласно представленным документам. Финансовые отчетности – это очень важный документ и его нужно хранить на протяжении всей истории предприятия.
Если взглянуть с другой стороны, то кроме бухгалтерской есть также статистическая, оперативная и налоговая отчетности. Бухгалтерская описывает все показатели, куда и сколько капитала было потрачено, сколько капитала было заработано. Статическая составляется на основе бухучета, ее показатели указываются двух выражениях: натуральном и стоимостном. Оперативная отчетность нужна для оперативного контроля деятельности, составляется на небольшой промежуток времени, используется как управленческий инструмент. Налоговая отчетность нужна для налоговой службы, подтверждает правильность расчетов и уплату налогов.

 

Финансовая отчетность


Финансовая отчетность – этот отчет о финансовых результатах деятельности. Это полная информация о приходах и расходах за период. Дата дохода и расхода соответствует дате поступления денег и их выбывания. Есть возможность составлять отчет в сокращенной форме, но это подходит только для небольших организаций.
При составлении финансового отчета нужно руководствоваться соответствующими нормативными документами. Как вести отчетность, должно быть указано в документах, которые были созданы при создании организации. Учетная политика организации содержит почти всю необходимую для этого информацию.
Если в общем, то нужно указывать движение средств при всех операций с деньгами (наличность, средства, которые находятся на хранении в банках, депозиты до востребования): операционных, инвестиционных и др. Выбывание и поступление денег – это и есть их движение.

 

Отчет об имеющемся капитале


Отчет имеет три раздела. Информация представлена в виде таблицы. Пустых строк быть не должно. Если данные отрицательные, то они пишутся в скобках. Перед каждой формой отчета должен быть заголовок (название, период отчета, вид деятельности, название предприятия, ИНН предприятия). В конце каждой формы отчета ставится подпись бухгалтера, руководителя, дата подписания.
Крупные и мелкие предприятия имеют различные виды отчетности. Для малых предприятий форма подачи отчетности упрощена. Если деятельность предприятия приостановлена, то предприятие также обязано предоставлять отчетность, однако такая отчетность будет называться нулевой (во всех графах представлены нули).


Зачем нужна финансовая отчетность, в двух словах? Предприятие заинтересовано в огласке и привлечении инвесторов. Финансовые отчеты обычно нужно публиковать, чтобы они были доступны публике и потенциальным инвесторам. Именно на основе финансовых отчетов можно сделать вывод о целесообразности вложения средств инвестора. Можно сказать, что финансовый отчет – это главный инструмент предприятия, как для внутреннего управления, планирования стратегического развития, так и для перспектив роста, обязательным условием чего является привлечение средств инвесторов.