Таможенное оформление грузов

Для любого предпринимателя, впервые занявшегося внешнеэкономической деятельностью, таможенное оформление грузов представляет серьезную задачу, решать которую неопытному человеку довольно не просто. Все товары, пересекая границу, должны пройти таможню и не важно они ввозятся на внутренний рынок, или вывозятся из страны. Со временем, набравшись опыта, предприниматель принимает всю процедуру, как должное, как часть должностных обязанностей и, как обязательную временную задержку, которая учитывается заранее и под нее корректируется весь план работ. Однако, в самом начале, в первой поставке по контракту все, что связано с таможней вызывает непроизвольный испуг и естественное опасение, что что-то может быть не так, что таможня заблокирует груз, что будут дополнительные финансовые потери. Причины таких страхов от не понимания задачи таможни и ее основных функций.
Все, что известно неопытному человеку о таможне сформировано советской пропагандой, и мало соответствует действительности. Основная задача таможни - обеспечение безпрепядственного и быстрого пересечения границы грузами, после оплаты всех таможенных пошлин и сборов. Наркотики, оружие не законные товары и предметы - все это забота специальных служб и пограничников.
Таможенник работает с документами и контролирует соответствие номенклатуры в документах и в наличии. А после оплаты всех обязательных платежей таможенная очистка груза заканчивается. То есть документы, наличие груза, его соответствие, и оплата обязательных платежей – это весь перечень обязанностей таможни в реальной практической работе.
Чтобы волнения при приемке или отправке груза потеряли свою опору и исчезли как источник неуверенности и ненужной суетни, надо понимать весь процесс подготовки экспорта или импорта товаров в работе с контрагентами.
Правила таможенного оформления или таможенной очистки изложены в таможенном кодексе, и эта книга должна стать настольной для того предпринимателя, который решил заняться внешнеэкономической деятельностью.

  • Экспорт.
  • Импорт.

 

Экспорт


Продажа товара иностранному партнеру начинается с подготовки и обсуждения контракта. Без него товар не выпустит наша таможня и не примет таможня того государства, в которое идут поставки. Прежде всего надо знать положения Инкотермс и все виды поставок, которые изложены в латинских аббревиатурах и от которых зависит, кто оплачивает таможенные расходы по затаможиванию груза.
Это требует отдельного внимания. Разумеется, сам предприниматель не всегда имеет время, чтобы досконально изучить все детали законодательства. Потому на помощь приходятомпании, специализирующиеся на оформлении грузов. Таможенное оформление грузов в Шереметьево теперь станет совершенно несложным и быстрым, если все поручить профессиональному агенту. И не нужно самостоятельна разбираться в массе нюансов. Дело в том, что в перечне Инкотермс есть виды поставок, в которых таможенное оформление производится за счет Покупателя. Однако это не означает, что Продавец может спокойно ждать, когда Покупатель оплатит все сборы и пошлины. Сделать это Покупатель не сможет, поскольку он не является резидентом страны отправителя. А таможня принимает оплату только от резидента. Таков закон. Выход простой, отправитель оплачивает все расходы, а потом выставляет отдельный счет Покупателю на возмещение таможенных расходов. Это международная практика, которой необходимо неукоснительно придерживаться.
Требования к таможенному оформлению различных грузов могут сильно отличаться. Поэтому,  приступая к переговорам по поставкам товара, предприниматель обязан заранее узнать в таможне, или у таможенного брокера, все нюансы по затаможиванию груза, согласно с условиями поставки. Перечень необходимых документов, сертификатов и международных накладных, пометки и тексты в них, должны быть обсуждены и занесены в контракт в раздел таможня, или оплата, если поставка предусматривает документарный аккредитив.
Это очень важный момент, поскольку таможня обращает внимание на условия расчетов между контрагентами и на правильность соблюдения норм поставок по Инкотермсу. Таможенное оформление грузов начинается после того, как стороны подписали контракт, Продавец подготовил груз к поставке, оплатил таможенный сбор и оформил весь пакет документов, предусмотренных положением Инкотермс и законодательством государства.
Большую часть документов, обычно готовят независимые, международные  сюрвейерские компании, но есть перечень документов, которые надо готовить самостоятельно.
Перечень документов для экспортной поставки:

  • Коносамент, экспортная жд/накладная, или экспортная товарно-транспортная (CMR) – в зависимости от вида транспорта;
  • Инвойс (счет с указанием товара, его количества и типа поставки);
  • Сертификат веса, или количества;
  • Сертификат качества или соответствия, в зависимости от требований к грузу.
  • Другие сертификаты, санитарный, фитосанитарный, ветеринарный, (в случае необходимости, или по требованию страны получателя).

Часто покупатель требует документ, удостоверяющий качество или безопасность груза, который не входит в перечень стандартного набора Инкотермс, и который не предусмотрен законодательством страны отправителя.
Подобная ситуация требует квалифицированной консультации со стороны таможенной службы и того органа, который по мнению покупателя обязан давать документ. Обычно покупатель принимает факт отсутствия в положенном перечне требуемого документа на основании справки, или после квалифицированной консультации таможенного брокера. Если он все же продолжает настаивать на таком документе, это надо рассматривать в каждом отдельном случае. Иногда для сохранения деловых перспективных отношений приходится выполнять просьбу покупателя и заказывать не предусмотренный Инкотермсом и ICC (Международная торгово-промышленныя палата) документ. Форма такого документа должна быть согласована отдельно и заложена в контракт, или его приложения во всех деталях, с точным изложением пунктов и положений. Это важно, поскольку часто в последствии он может стать причиной снижения цены, задержки платежей, или отказа от поставки. 
Таможня присутствует при выполнении условий поставки, осматривает груз, пломбирует транспортные емкости (трюмы, контейнеры, вагоны) и, в случае соблюдения поставщиком всех условий, ставит отметку на транспортном документе (коносамент, жд/накладная, CMR). Обычно эту работу выполняет оперативный работник таможни, или если этого требует ситуация, таможенная бригада.
Груз перешел юридическую границу государства, даже если он географически находится на территории страны отправителя.

Импорт


Поскольку таможенное оформление грузов, при получении товара предусматривает тот же перечень документов, который необходим для экспорта, мы не будем уделять им столь детального внимания. Достаточно напомнить, что обсуждая контракт поставки товара в страну, надо обязательно  узнать все требования к грузу, которые предусматривает законодательство страны получателя по подтверждению качества и безопасности товара. От этого зависит быстрота таможенного оформления груза и его свобода от обязательств по уплате пошлин и сборов.
Порядок растаможивания, тот же что и при экспорте. После заявки получателя о необходимости таможенного осмотра и  принятии груза, необходимо оплатить все необходимые обязательные платежи. НДС, таможенный сбор и если есть необходимость таможенную пошлину. После этого таможенный оперативный работник осмотрит документы, снимет пломбы, проверит на соответствие груз и, если все в порядке поставит на накладной печать таможни о приемке груза на территорию государства.
Надо сказать, что импортная таможенная очистка, ее быстрота и отсутствие недоразумений, зависит от того, насколько тщательно и правильно была проведена предварительная подготовка контракта. 
Собственно все, что происходит на таможне, и в случае экспорта и в случае импорта, это результат профессионализма резидента. Нюансов оформления документов по различным типам товаров и грузов слишком много, чтобы можно было уместить их в одну статью.
Однако есть один главный принцип, которым необходимо руководствоваться в таких случаях – консультация по каждому самому мелкому вопросу с профессионалами (таможенные брокеры), тщательная подготовка контракта, обсуждение всех мелочей и доскональное знание Инкотермса, который является основой, для всех типов поставок. Существуют два свода международный контрактов Gafta и  Fosfa, в которых предусмотрены все возможные случаи экспортно-импортных операций, для всех типов грузов и всех, способов оплаты и типов поставок.
Понятно, что в начале деятельности все эти тонкости кажутся слишком сложными и объемными по количеству информации. Однако это по началу! Со временем придет и уверенность, и опыт, и профессионализм. Главное не останавливаться – работать и ничего не бояться, если вы работаете в правовом поле страны.