Синергия компаний, слияния и поглощения

Понятия слияния и поглощения имеют следующую разницу:

  1. Слияние – это процесс объединения двух равноправных компаний.
  2. Поглощение – процесс, при котором одна компания выкупает другую.

Однако, общее в этих двух процессах – синергия. Обе компании выигрывают от совместной деятельности в своем новом виде. Результат один – создание одной единой компании. В первом случае, когда объединяются равнозначные компании, то они обе превращаются в абсолютно новую структуру. Во втором, поглощенная компания перестает существовать. Примеры поглощения: в Украине компания МТС поглотила большую часть UMC. Но есть и некоторые спорные моменты такого раздела. Например, поглощение компаний Amazon меньшей компании Zappos, сама компания Zappos называет слиянием, хотя на лицо все элементы поглощения.


Итак, эти два понятия часто путают, хотя на первый взгляд кажется, что речь идет о разных вещах. Необходимо четко представлять себе разницу, ведь эти термины описывают разные понятия. Разберемся в них детальнее.

 

Для чего проводят процесс слияния или поглощения?

Иногда предполагают, что таким образом идет борьба с конкурентами. Это не совсем верно. На самом деле компании, участвующие в этом процессе, по определению должны выиграть. Полученная компания должна иметь гораздо больше возможностей и перспектив, чем по отдельности каждая. То есть, технически выражаясь, владельцы компаний надеются на увеличение КПД посредством увеличения продуктивности и уменьшения затрат.

 

Когда одна компания поглощает другую

 

В юридическом смысле поглощенная компания перестает вообще существовать. Все, что у нее имелось, перешло под управление и владение компании-поглотителю. Результат состоит в том, что компания-поглотитель становится еще крупнее. Термин «акулы бизнеса» относится как раз к таким компаниям.
Однако, как в случае с Zappos и Amazon, бывают и дружественные поглощения:

 

  • Агрессивное поглощение характеризуется нежеланием одной компании быть поглощенной. Однако, крупная компания в принудительном порядке проводит этот процесс, скупая большее количество акций.
  • Дружественное поглощение происходит, когда обе компании настроены позитивно и согласованно смотрят на этот процесс.


Разумеется, что многие сделки такого рода не всегда афишируются и это еще более запутывает наблюдателей. Как мы уже упоминали, поглощение называется слиянием в маркетинговых целях, чтобы не допустить мысли о слабости компании и агрессивной настроенности поглотителя.

 

Если происходит слияние компаний


Как уже говорилось, слияние – это согласованное объединение двух равнозначных компаний. При этом рождается совершенно новая структура. Активы обоих компаний должны быть примерно равными. Привести примеры чистых слияний сложно, так как это довольно редкое явление. Обычно мы слышим о слиянии тогда, когда на самом деле происходит поглощение.

 

Смысл совместной деятельности компаний


Сложно уловить разницу между слиянием и поглощением в реальных условиях, - большинство не называет вещи своими именами. Но смысл этих двух процессов один – синергия, то есть совместная деятельность. Теперь нужен, к примеру, один отдел бухгалтерии, а не два, один рекламных отдел и т.д. Преимущества совместной деятельности можно перечислить:

  1. Сокращение количества сотрудников, в том числе и руководства. Вспомогательные отделы нужны только в одном экземпляре, руководство также остается одно (или выбирается новое).
  2. Экономия за счет вдвое увеличенного опта и масштабов. У новосозданной компании  все процессы должны быть теперь синхронизированы,  а потому отнимают меньше ресурсов, чем разделенные на две части.
  3. Расширение доли рынка. Две компании, соединяясь в одной, имеют больше шансов расширить рынок, чем поодиночке.

Преимущества синергии возможны только при успешном процессе слияния/поглощения. В реальных ситуациях случается, что вследствие внутренних или внешних обстоятельств ожидаемого улучшения не происходит.

 

Категоризация слияний

 

Есть возможность ввести некоторые категории или протипизировать различные слияния в соответствии с типом финансирования и отношениями между компаниями.
Типы слияний с точки зрения метода финансирования:

  • Выкуп. При этом одна компания выкупает другую. Это наиболее распространенный тип слияний.
  • Консолидация. В этом случае выкупаются обе компании третьей стороной и создается совершенно новая структура.


Типы слияний с точки зрения взаимоотношений компаний:

  • Горизонтальное слияние формируется из двух компаний-конкурентов из одной рыночной ниши.
  • Вертикальное слияние – это объединение компаний с разными задачами. Например, поставщика сырья и потребителя этого сырья для производства.
  • Слияние с целью расширения рынка. В этом случае выгодно объединить компании с разными рынками сбыта, но работающие в одной отраслевой нише.
  • Слияние компаний с одним рынком сбыта. Удобно объединиться, если рынок сбыта один, а товары – сопутствующие.

Итак, не всегда слияние или поглощения получается успешным. Но при позитивном разворачивании дел синергия обоих компаний следует правилу 1 + 1 = 3, то есть при объединении двух компаний достигается гораздо больший эффект, чем отдельно каждой.