Россия экономит на продуктах

Российские потребители стали экономить на продуктах: по данным Nielsen за III и IV кварталы прошлого года, 38% респондентов в России заявляли, что стали покупать более дешевые продовольственные бренды, хотя еще в I и II кварталах прошлого года таких покупателей было 20 и 18% соответственно.

В этом году ситуация на российском рынке ретейла будет сложнее, чем в 2013 г., считают аналитики BofA Merrill Lynch: рост доходов покупателей замедлился, конкуренция ужесточилась, а продовольственная инфляция остается низкой. В 2014-2015 гг. инфляция составит около 4,5-5,1% против 6,8% в 2013 г. - она перестанет поддерживать рост сопоставимого чека.

Темпы роста сопоставимых продаж не были впечатляющими у крупных российских сетей уже в прошлом году: сопоставимая выручка X5 Retail выросла за прошлый год лишь на 0,7%, у лидера рынка "Магнита" - на 3,88%, у "Дикси" - на 3,9%. У всех трех игроков трафик по итогам года упал, а рост выручки в сопоставимых магазинах поддерживался лишь ростом среднего чека. Трафик был высоким лишь у специализирующихся на гипермаркетах игроков - "Ленты" и "О'кей" - на 10 и 8% соответственно.

Покупатели становятся не только более экономными, но и более взыскательными - рост среднего класса заставляет магазины улучшать качество услуг. По прогнозу BofAML, доля среднего класса в населении может утроиться в следующие 6-7 лет. Признаки изменения подхода сетей видны уже в последние несколько лет: дискаунтеры и магазины "у дома", как "Магнит", X5 Retail и "Дикси", расширяют ассортимент свежего товара за счет развития прямого импорта овощей и фруктов, отмечают аналитики. "Сегодня уже недостаточно иметь чистый магазин с качественными товарами, чтобы быть конкурентным", - констатирует представитель ГК "Дикси" Екатерина Куманина. Х5 Retail, столкнувшаяся с оттоком покупателей и замедлением роста выручки еще несколько лет назад, в конце прошлого года объявила масштабную программу по обновлению. Гендиректор ретейлера Стефан Дюшарм заявлял, что изменения коснутся всех трех видов магазинов - гипермаркетов "Карусель", дискаунтеров "Пятерочка" и супермаркетов "Перекресток": обновятся торговые залы, оборудование, изменится ассортимент, появится больше свежей продукции. Это должно восстановить покупательский трафик, сопоставимые продажи и рост выручки.