России не избежать новой пенсионной реформы

Общероссийский народный фронт (ОНФ) планирует провести с населением разъяснительную работу по поводу пенсионной реформы.

Однако не исключено, что пока ОНФ будет разъяснять суть изменений, властям придется заняться уже следующей – еще более новой – реформой. Всемирный банк (ВБ) предупреждает, что пенсионные системы в европейских и центральноазиатских странах с формирующимися рынками работают на пределе возможностей. Россия – не исключение. Судя по всему, реформирование пенсионной системы становится в РФ перманентным процессом. Постоянная смена правил игры лишает граждан внятных перспектив.

«На этой неделе истекает срок исполнения поручения президента Владимира Путина о необходимости обеспечить широкое информирование граждан о пенсионной реформе и ее перспективах», – сообщили вчера в ОНФ. Активисты путинского фронта планируют в ближайшее время совместно с профсоюзами и представителями Пенсионного фонда (ПФР) провести с населением разъяснительные работы.

Реформа начнет действовать с 2015 года. Рублевые обязательства государства перед пенсионерами будут конвертированы в баллы, минимальный трудовой стаж к 2025 году повысят до 15 лет, обязательный накопительный компонент ликвидирован, а добровольный пока заморожен.

Активисты ОНФ также призывают граждан выявлять проблемы в новой пенсионной системе для исправления ошибок. Похоже, ошибки исправлять действительно придется. В развивающихся странах Европы и Центральной Азии – включая Россию – назрела необходимость проведения более масштабных пенсионных реформ. Об этом предупредили в конце минувшей недели на конференции в Брюсселе специалисты Всемирного банка. 

Причем речь идет о странах, которые вовсе не открещиваются от реформ, а, наоборот, уже их проводили, но так и не смогли добиться улучшений. Сербия и Хорватия вводили балльную систему, Польша и Латвия – систему условно-накопительных счетов, Грузия и Казахстан – схему всеобщих пособий, Россия внедряла систему индивидуальных накопительных счетов.

«Однако многие из этих реформ оказались недостаточными и не позволили сохранить размеры пенсий на приемлемом уровне. Некоторые из реформ были свернуты», – отмечает вице-президент ВБ по Европе и Центральной Азии Лора Так. 

Сейчас пенсионные системы многих стран работают на пределе своих возможностей. «Системы пенсионного обеспечения больше не могут обещать все более щедрые выплаты постоянно растущему числу пенсионеров», – говорит вице-президент ВБ по вопросам сокращения бедности Ана Ревенга. И если ваим осталось пару лет до пенсии, то уже точно стоит задкматься над этим. Если вы еще не думали где и как будете брать достаточное количество денег на поддержания своегостиля жизни, на покупку разных необходимых товаров, или же на экстренные покупки, такие как новая стантехника для ванны Краснодар и другие похожие города, сталкнутся с этой проблемой заметно сильнее чем Москва или Санкт-Петербург.

Всемирный банк призывает правительства найти более эффективные рецепты оздоровления пенсионной сферы. Однако у каждого рецепта есть свои побочные действия. Так, первое, что может прийти в голову властям, – увеличить налоговое бремя на работающих граждан. Или же поднять налоги не на фонд оплаты труда, а на потребление и имущество. Но в ряде стран, как замечает ВБ, возможности таких налоговых маневров исчерпаны.

Не панацея и расширение числа налогоплательщиков за счет занятых в неформальном секторе и мигрантов. «Перевод работников в формальный сектор и охват иммигрантов позволяют правительствам выиграть время, чтобы осуществить корректировку пенсионных систем. Но ни тот ни другой способ не позволяют достичь двойной цели – обеспечить достаточность и финансовую устойчивость пенсионных выплат в долгосрочной перспективе», – указывает ведущий экономист ВБ по Европе и Центральной Азии Oмар Ариас. В долгосрочной перспективе пенсию придется платить еще большему числу пенсионеров.

Также власти могут активно развивать добровольную накопительную пенсионную систему. Либо они могут отсрочить выход граждан на пенсию за счет специальных стимулов или ультимативного повышения пенсионного возраста. Похоже, экономисты ВБ считают эти варианты более действенными.

Однако они признают, что многое зависит от специфики каждой страны. Так, не везде продолжительность жизни населения позволяет увеличивать пенсионный возраст. Не везде рынок труда готов принимать пожилых граждан. Не всегда накопительные пенсионные схемы гарантируют сохранность и приумножение сбережений в течение десятилетий. Все эти оговорки актуальны, в частности, для России.

Опрошенные «НГ» эксперты не исключают, что уже скоро властям действительно придется заняться другой – еще более новой – реформой. 

«Отрицательный эффект от проводимых сейчас преобразований будет виден уже через пять–десять лет. На сегодняшний момент реформой лишь частично решена проблема дефицита бюджета ПФР. На это были потрачены средства из копилки будущих пенсионеров. Их возвратят гражданам в виде «баллов», стоимость которых станет понятна только в год выхода на пенсию каждого конкретного гражданина», – отмечает президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов.

«По всей видимости, история с баллами будет носить непродолжительный характер. Она слишком сложна и малопонятна для всех участников процесса. В конце концов, когда на практике выявятся ее недостатки, государству придется их корректировать «явочным порядком», вводя различные коэффициенты, позволяющие поднять пенсии тем или иным категориям граждан до приемлемой величины», – полагает гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский. 

Через несколько лет снова станут актуальными те же самые проблемы, которые и побудили власти к проведению реформы, – обеспечение текущих выплат пенсионеров при растущем дефиците бюджета ПФР, соглашается эксперт «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.

При этом, как замечают аналитики, постоянные изменения правил приводят к тому, что у людей в течение многих лет поддерживается ощущение неустойчивости и зыбкости пенсионной системы. Не успев привыкнуть к прошлой реформе начала нулевых, население теперь вынуждено подстраиваться под новую реформу, которая тоже, судя по всему, не окончательная.

Хотя есть мнение, что в течение ближайших двух-трех лет власти вряд ли будут что-либо менять. «Даже при снижении нефтегазовых доходов бюджет в ближайшей перспективе, согласно прогнозам, будет сбалансирован. Резерв такого снижения составляет около 2% ВВП», – говорит руководитель проектов «НЭО Центр» Елена Лазарева. 

Но если нефтегазовые доходы снизятся еще больше и если другие отрасли не начнут развиваться, тогда правительство может снова взяться за пенсионную реформу. И тогда, по мнению эксперта, власти скорее всего начнут обсуждать конкретные сроки повышения пенсионного возраста.