Пятый вылетел

На туристическом рынке уже привычный скандал. На сей раз о приостановке деятельности объявила группа компаний "ИнтАэр", занимающаяся созданием и реализацией групповых и индивидуальных туров, организацией чартерных рейсов, продажей авиабилетов.

По предварительной оценке, за рубежом сейчас находятся около 500 туристов группы компаний. Всего продано около 1,2 тысячи туров с глубиной до 1 февраля 2015 года. Основные направления - Италия, Испания, ОАЭ, Болгария, Греция, Индия, Таиланд, Шри-Ланка и другие страны.

Очередное банкротство на туристическом рынке, уже пятое по счету, начиная с 16 июля, не оставляет равнодушным даже людей, весьма далеких от этой сферы. Представители непрофильных комитетов Госдумы и Общественной палаты выступили с инициативами. В первом случае Ростуризм предлагается переподчинить от министерства культуры в министерство спорта, во втором - в министерство финансов.

Свою позицию по этому поводу уже высказал врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов. "Я не считаю целесообразным переподчинение нашего ведомства от минкультуры кому-то еще. Это очень странно, что сейчас все хотят нас кому-то перепоручить, например минфину. Раньше до этого не было никакого дела, теперь мы нужны всем", - отметил он.

И действительно, сколько ни говорили эксперты о том, что деятельность туроператоров почти никак не регулируется, сколько ни указывали на пробелы в работе страховых компаний, сколько ни предупреждали о возможном кризисе, их как будто не слышали.

"Важно не под кем ты, а с чем. В Турции туризм подчиняется министерству культуры, и отрасль процветает год от года. Во Франции за туризм отвечает министерство транспорта, и мы знаем, на каком высоком уровне там эта сфера, - поделился мнением в беседе с "РГ" вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. - Конечно, туризм взаимодействует со множеством других отраслей, в том числе с экономикой и социальной сферой. Но нужно не переподчинять, а регулировать и поддерживать - это основы нормальной, благополучной работы. В той же Турции и Франции туризм и, в частности, туроператоры поддерживаются государством. У нас же до них никому дела нет".

Эксперт также указал на то, что в последних событиях нельзя винить только туроператоров, необходимо повнимательнее присмотреться к деятельности авиаброкеров и авиакомпаний. "Заказ одного чартерного рейса стоит от 40 до 60 тысяч долларов. А брокер "Идеал-тур", из-за которого обанкротился туроператор "Лабиринт", накопил долг в 1,5 миллиарда. Надо было выполнить сотни чартерных рейсов, чтобы накопить такой долг! Понятно, что это случилось не за этот сезон. Почему ни у кого не возникло вопросов к деятельности авиаперевозчика и его заказчика раньше", - недоумевает Барзыкин. Вице-президент РСТ полагает, что контрольно-надзорными функциями следует наделить именно Ростуризм. "Мы это предлагали еще два года назад. Очередные предложения сформулировали в письме к совещанию, которое, по поручению премьер-министра, проведет вице-премьер Дмитрий Козак", - рассказал Юрий Барзыкин.

Тем временем, Ростуризм направил письма в Следственный комитет, Генпрокуратуру, ФСБ и Центробанк с просьбой проверить туроператоров, которые за последнее время объявили о приостановке деятельности. Это сделано для того, чтобы выяснить, не было ли то или иное банкротство преднамеренным. Кроме того, федеральное агентство планирует обратиться к государству, если фонд "Турпомощи" иссякнет. Накануне пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова рассказала "РГ", что на эвакуацию клиентов туроператора "Нева", по самым скромным подсчетам, потрачено около 12 миллионов рублей. На вывоз клиентов "Лабиринта", по предварительным данным, потребуется более 200 миллионов. До первого банкротства в фонде было около 370 миллионов рублей. Если рынок продолжит трясти, а эксперты прогнозируют, что именно так и будет, деньги закончатся очень быстро.

Теперь о группе компаний "ИнтАэр". ООО "ИнтАэр" и ООО "ИнтАэр Трэвел" застрахованы в ОСАО "РЕСО-Гарантия" на сумму по 30 миллионов рублей для каждой компании. Туркомпании уведомили страховщика о невозможности исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками. С требованием о выплате страхового возмещения туристам и иным заказчикам туристского продукта необходимо обращаться непосредственно в ОСАО "РЕСО-Гарантия", говорится на сайте группы компаний.

Там же среди причин о приостановке деятельности указывается "резкое падение спроса и покупательской способности в связи с резким ростом курса валют и негативной политической ситуацией". Эти предложения, как мантру, туроператоры повторяют один за другим. Однако эксперты "РГ" не исключают, что нынешние банкротства могут быть спланированной акцией. Есть версия, как о переделе рынка, так и о переориентировании туристических потоков. Но в любом случае банкротства вскрыли старые болячки отрасли. И сейчас эксперты настаивают на скорейшем принятии самых жестких мер. Во-первых, надо как можно быстрее менять законодательство в части регулирования деятельности всех, кто занят сегодня в многомиллиардном турбизнесе. Во-вторых, надзорные органы должны провести срочную проверку не только туроператоров, но также страховщиков и авиакомпаний.

Испорченный отпуск

Волгоградка Людмила Бузыцкая - одна из сотен российских туристов, чей отдых был испорчен банкротством туроператора "Лабиринт".

- Мы отдыхали на острове Крит и о том, что компания, в которой мы покупали путевки, обанкротилась, узнали за два дня до окончания отдыха от персонала отеля, - рассказывает Людмила. - Ситуация была неприятнейшая: нас попросили выселиться из номеров, мол, наше проживание не оплачено.

Людмила возмутилась: с какой стати они должны покидать отель, если она лично за все заплатила - в офисе российской туркомпании. Да и куда идти в чужой стране, в незнакомом городе, если билеты на самолет - только через двое суток. Все оставшееся время отдыха Бузыцкая препиралась с отельерами: "Выселяйтесь!" - "Не будем!"

- Конечно, конец отпуска был испорчен, нервы нам помотали, - говорит волгоградка. - Например, после инцидента весь персонал отеля, до этого говоривший с нами на русском языке, разом "позабыл" и русский, и английский. Сотрудники делали вид, что ничего не понимают, если мы к ним обращались.

Когда Бузыцкие прибыли в аэропорт, с самолетом тоже возникли сложности. Однако их чартер все-таки улетел, хоть и с двухчасовой задержкой.

- Мы-то еще ничего, а вот в аэропорту познакомились с астраханцами, которых точно так же выселили раньше срока из отеля, и им пришлось ночевать на полу в аэропорту, - сочувствует соотечественникам Людмила.

Обращаться в страховую компанию волгоградка не собирается: получается, что требовать компенсацию за испорченный отдых вроде как и нет поводов, ведь услуги она получила в полном объеме.

Всего же, по данным председателя "Волгоградского союза предприятий туриндустрии" Татьяны Власовой, в Болгарии, Тунисе, Греции застряли около 300 человек из Волгоградского и Астраханского регионов. И если тех, кто приобретал у обанкротившегося оператора полный "туркомплект" (размещение, питание, перелет, трансфер), хоть как-то вывозит "Турпомощь", то что делать с туристами, покупавшими отдельные услуги (например, перелет), не очень понятно. Между тем особые опасения волгоградских представителей туркомпании вызывает туристка с инсулинозависимым диабетом, которая не может вылететь из Болгарии. У женщины на исходе уже и запас лекарств, и подходит к концу срок медицинской страховки, которую она приобретала вместе с туром.

Подготовила Наталья Игнатова, Волгоград

Алена Узбекова