Основные правила маркетинга

Перед тем как начать эту статью, автор просмотрел несколько статей и сайтов, на которых современные специалисты профессионалы обсуждают принципы современного маркетинга и его основные правила. Должен сказать, что впечатление сложилось очень удручающее. Такое впечатление, что все ведущие умы мира, которые на протяжении почти трех четвертей века пытаются вразумить и научить предпринимателей законам маркетинга, все это время писали и рассказывали в пустоту!

Читая рассуждения и поучения наших современников в русскоязычной среде, складывается впечатление, что маркетинг - это в первую очередь реклама, во вторую пропаганда, и в третью PR. А все усилия ведущих маркетологов, которые в один голос кричат, что цель маркетинга - это полностью исключить усилия по увеличению продаж, основными средствами которых и являются перечисленные виды деятельности, совсем не слышны и такое впечатление,  что полностью игнорируются.

Можно все продать и без затратной рекламы. Просто нужно уметь правильно предлагать. Если товар не рассчитан на общее потребление, то о нем нужно давать информацию только в узких кругах специалистов, кому этот товар будет нужен. Скажем, электровентиляторы отопителя для грузовых и других автомобилей - о них рады будут узнать организации, обслуживающие автопарки. То же касается и всех остальных запчастей: масляные насосы, термостаты, термопломбы и пр.
Реклама, пропаганда и PR – это инструменты, в ряду многих других, и далеко не главные из всех средств достижения успеха.
И причины понятны. Рекламные компании, для которых реклама является средством существования, заинтересованы в том, что бы именно их вид деятельности был признан основным инструментом для продвижения товара. А на самом деле самые главные, основные, правила маркетинга говорят: « Хороший и качественный товар не нуждается в рекламе!», - и это первое и основное правило маркетинга, которое по-настоящему движет мир. Все остальное от лукавого!
Определений маркетинга так много, что можно запутаться. В Википедии их несколько, и все они не точны, замысловаты, наукообразны, но все они односторонни, то есть отображают какую-то одну сторону деятельности, полностью игнорируя другую.
Что такое маркетинг с точки зрения, экономики, юриспруденции, бизнеса, сбыта, рекламы - все это не точно, поверхностно и ни как не помогает предпринимателю в том, как правильно планировать свою деятельность, какую стратегию выбрать, что для этого предпринимать и что применимо именно для его деятельности.
Ведь в круговерти рабочего дня предпринимателю некогда вчитываться в заумные рассуждения профессоров и докторов наук, которые сами  то ничего ни разу не продавали и не создавали, кроме научных трудов. И даже если и найдет время, его ему потребуется очень много, чтобы дочитаться до смыла и найти в умных рассуждениях ученых то зерно, которое необходимо именно ему.
Есть одно самое простое и распространенное определение - Маркетинг, это комплекс мер направленный на полное удовлетворение потребностей населения, в нужное время, в нужном месте, нужного качества, и по подходящей цене.
Собственно само определение перечисляет все основные правила маркетинга, и к этому можно было ничего не добавлять. Потому что средств достижения поставленных целей и путей их реализации огромное множество и зависят они от вида деятельности предпринимателя или компании, типа товара, их дислокации и массы других показателей, которые перечислить не возможно.
Однако простые и понятные правила, все же есть! И они лежат на поверхности и все их знают!
Один из знаменитых теоретиков маркетинга Петер Друккер написал: «Цель маркетинга ― сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель ― так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами»
А другой не менее знаменитый и известный маркетолог Филлип Котлер дал следующее определение маркетингу: «Маркетинг ― вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». Имеется в виду не бартер, так он называет продажу – обмен товара на  другие ценности, которые интересуют продавца. В конечном счете, любая продажа это обмен, товара на деньги. Вот такие заумности и мешают занятым по двадцать часов в сутки бизнесменам вдумчиво изучать ведущих знаменитостей маркетинга.
Несколько основных правил.
Все основные правила маркетинга, предназначены для производителей. И это первое и основное правило маркетинга. Сбытовая и торговая сеть, это средство, механизм, инструмент, доставки товара к потребителю.
Производитель должен точно знать потребность в его товаре, или в том типе, товара которого не хватает, но он будет востребован, как только появится на рынке. То есть надо быть на острие потребности рынка. Хорошо понимать настроения потребителей, их нужду, и платежеспособность, в том товарном сегменте, в котором работает предприниматель или компания производитель. Тщательно исследовать насыщение рынка конкурентными товарами, по ценовому показателю и по качеству. Например, может оказаться, что кофемолками, завалены все прилавки магазинов, но они не удовлетворяют спрос потребителя, поскольку у него выросли качественные требования к этому типу товара и он больше не хочет его покупать, а товара, который удовлетворял бы его требованиям - нет.
Производитель обязан точно знать, кому предназначен его товар или продукция. Это значит, что предприниматель или компания производитель обязаны определить приблизительную емкость своего рынка. То есть, если компания работает на внутренний рынок страны, то объем потребности в количественном выражении, должен быть выявлен и лежать на столе у руководителя. Если емкость рынка в том ценовом сегменте, в котором работает компания, определена, например, в сто тысяч единиц, то производство этого типа товара в объеме, превышающем емкость рынка, в том виде в котором он выпускался, это потери. И обычно не восполнимые. Следовательно, надо менять качественные показатели продукции, или переходить на другой ценовой сегмент, с новой ценовой политикой.
Вытекает из третьего правила. На основании маркетинговых исследований планировать свое производство. Например, компания понимает, что в каком-то типе товара в следующем году, наступает насыщение рынка и планируется падение продаж. Следовательно, надо или менять тип товара, или поднимать качественные показатели и диверсифицировать товар в сегмент с другой покупательской способностью, усовершенствуя его, или снизить себестоимость за счет технологического прорыва и получить дополнительные сегменты путем снижения цены.
Использовать все доступные средства для информирования рынка о наличии и достоинствах товара. Вот это уже реклама. Но она должна быть целевой, рассчитанной на определенного покупателя и не в коем случае не преувеличивать достоинства товара. Это дает краткосрочный эффект, после которого продажи резко падают, и доверие рынка не всегда возвращается.
В наше время потребитель не очень доверяет рекламе и полагаться только на нее – ошибка. Наверно все, кто читает эту статью, сами переключают свои каналы в телевизоре, когда начинается рекламный блок. Точно такой же эффект и от рекламы в интернете. Еще меньший эффект дают длительные и многословные восхваления какого-то товара и фиктивные отзывы «покупателей» на продающих сайтах. Наибольший эффект для нашего рынка дает тонко поставленная и обеспеченная пропаганда. Но это дело высокопрофессиональных специалистов, мастеров слова и психологов.

Как видите реклама и  пропаганда последние в списке правил, и они далеко не первостепенные. Если товар плохого качества, не доступен по цене, или цена явно завышена, не поможет никакая реклама.
Мы не претендуем на лавры первооткрывателей правил, все это изложено в учебниках по маркетингу.  Правил, там, на много больше. И работа предпринимателя это постоянные маркетинговые исследования. Ведь маркетинг охватывает все виды деятельности, и организацию сбытовой сети, и логистику и организацию производства. Но, на наш взгляд  это главные, основные правила маркетинга!