Налоговые споры и их классификация

До определенного момента субъекты налогообложения не считали возможным возражать решениям налоговых органов, а тем более в судебном порядке. Считалось, что такие судебные тяжбы заранее обречены на неудачу и влекут за собой только дополнительные расходы на судебные издержки. Но в последние годы, начиная с начала тысячелетия, такие случаи становятся не редкостью и далеко не всегда налоговым службам удается отстоять свою точку зрения. Такая практика очень полезна для обеих сторон, потому что накапливается практика применения законодательства с одной стороны и устраняются разночтения законодательства с другой. Именно трактовка фактов, и является одной  из основных причин возражений со стороны субъектов налогообложения. Это говорит о недостаточной квалификации работников налоговых служб и, в то же время, растущую юридическую грамотность предпринимательских кругов.

 

Признаки налоговых споров


В таких спорах субъекты налогообложения (юридические или физические лица) выступают защитниками своих прав, с одной стороны, и государство в лице представителей налоговых служб - с другой. Конфликт сторон заложен самой системой, в которой одна сторона склонна к сокращению своих платежей в виде налогов и сборов, а другая, выполняя задание государства о наполнении бюджета, их увеличить. Этот конфликт неразрешим, и никогда не будет погашен, однако задача судов и других правовых государственный институтов следить за соблюдением законности обеими сторонами и удерживать конфликт в правовом поле - налоговые споры в арбитражном суде могут дойти до своей завершающей точки, если поручить защиту своих прав грамотному юристу.

 

  • Состав сторон таких споров – Государственные органы в лице налоговых служб и налогоплательщики в лице юридических или физических лиц.
  • Смысловая нагрузка споров, это разногласия по поводу выполнения закона России о налогах и сборах.
  • Невозможность решить конфликт самостоятельно по причине различной трактовки положения законодательства, или конкретных фактов, которые выявились в результате проверки.
  • Такие споры относятся к экономическим, или хозяйственным спорам и рассматриваются в арбитражном суде только в случае, если за время подготовки предприниматель потерял свой статус и перешел в статус физического лица.
  • Объективное разрешение подобных разногласий в правовом поле, возможно только в суде.

Затруднения, связанные с рассмотрением подобных споров, связаны с огромным количеством законодательных актов постановления, разъяснений и внутриведомственных регламентирующих документов, которые накопились за все время.
Кроме того законодательное поле постоянно пополняется все новыми и новыми постановлениями и дополнениями к уже существующим законам. Такая ситуация не способствует сокращению количества подобных конфликтов, поскольку даже работники налоговых служб не всегда успевают уследить за всеми новостями. А кроме того, часто внутриведомственная трактовка того или иного закона, не всегда совпадает с официальными разъяснениями законодателя, или правительства.Используя накопленную информаци, налоговые споры можно классифицировать по таким группам.Налоговые споры и их классификация разделяются по следующим признакам:1. По признаку инициатора претензии.

  • По инициативе налогоплательщика. Возмещение ущерба причиненного незаконными  решениями налоговых служб, ил их незаконными действиями самого различного характера.
  • По инициативе налоговой службы. В случае отказа субъекта от уплаты налогов или сборов, а также в случае уклонения от предоставления возможности провести проверку. Часто иск содержит требование об аресте счетов и имущества субъекта.
  • По инициативе третьих лиц. Такие споры не связаны с уплатой или сокрытием налогов, а носят иной характер претензий к работникам НС.

2. Все типы налоговых споров различаются по существу.

  • Споры, связанные с трактовкой и применением законов по налогам и сборам.
  • Споры, возникающие по причине ущерба причиненного работниками фискальных служб.

3. По существу требований.

  • О принудительном взыскании средств и применении санкций, для субъектов налогообложения.
  • О признании полностью не действительными решения и акты проверяющих фискальных органов.
  • О признании частично не действительными решения и акты фискальных органов.
  • О возмещении убытков причиненных работниками фискальных органов.


Кроме того, все налоговые споры и их классификация подлежит делению на три категории:

  1. Правовые споры. Обычно это касается трактовки выявленных, в ходе проверки фактов. Или трактуют их согласно с внутриведомственными разъяснениями или рекомендациями, которые не всегда соответствуют официальной позиции в момент публикаций закона или постановления. В практике судочинства, это основная масса дел, которые указывают на не достаточную правовую грамотность работников фискальных служб.
  2. Споры по факта. Арифметические ошибки работников налоговой службы, которые полностью меняют ситуацию и результаты проверки. Часто фискальные органы не принимают объяснительные документы или факты, которые придают ситуации законный характер.
  3. Процедурные налоговые спор. Редко встречаются в практике, но все же присутствуют. Такие споры возникают тогда, когда работники налоговых служб не придерживаются регламента и процедуры проведения проверок. Нарушения в сроках  предоставления актов, передача устной информации без письменного подтверждения и другие, но которые существенно влияют на деятельность субъекта налогообложения.


В последние годы в судах уже накопилось достаточно информации, чтобы систематизировать накопленный опыт, на основании которого, можно делать правовые выводы о недостатках системы и ее совершенствовании. Налоговые споры и их классификация показывают, что основной причиной коллизий становятся не столько попытка субъектов налогообложения скрыть доходы, сколько внутриведомственность фискальных служб и часто не грамотные действия их работников.
Противоречия нарастают, и без вмешательства законодательного органа устранить их не представляется возможным.

Merken