Как рассчитать бюджет предприятия

Важно понимать цели расчета бюджета предприятия. Если вопрос в том, как рассчитать бюджет предприятия, для отчета, то есть, как подготовить бюджетный отчет уже действующего, работающего предприятия, то это вопрос к менеджеру по кадрам. Значит предприятие работает в ситуации, когда у него нет главных специалистов – маркетолога и бухгалтера. Это их специфика. А менеджер по кадрам допустил профессиональную ошибку взяв на работу людей которые не знают своей профессии.
В предприятиях СССР эти функции выполняли планово-экономический отдел и бухгалтерия, а сейчас, плановиков заменяют маркетологи. Собственно бюджет это сводные доходы и расходы по позициям, которые необходимы руководству для принятия необходимых мер по интенсификации производства  или деятельности компании. Это те цифры, по которым руководители принимают решения связанные с планированием, как внешней, так и внутренней политики предприятия.
И если у руководства возник такой вопрос, значит до сих пор, они двигались и развивались на ощупь с завязанными глазами, не понимая, сколько и чего надо производить, в какую копейку им это обходится, какая рентабельность, что они будут делать через месяц, и что надо для того, что бы это узнать. На самом деле предприятие совсем не может работать при такой организации дела оно, очень быстро останавливается, теряет контр агентов, и закрывается.
Однако давать план расчета бюджета по позициям не наша задача. Главное - это дать представление, что такое бюджет и почему он так важен. Особенно важно это понимать для тех, кто только планирует открыть свое предприятие. И не важно какое. Бюджет необходим, как коммерческому предприятию, которое занимается торговыми операциями, так и производственному. Без этого качественно развиваться и заниматься деятельностью просто не возможно.

Некоторые предприниматели сталкиваются с проблемой как закрыть ООО. Жители Москвы и регионов могут обратиться в компанию Форконсул в Москве и получить квалифицированную помощь. Опыт данной компании насчитывает уже более 5 лет в данном вопросе. Как закрыть ООО с Форконсул в Москве? Обратитесь по тел. 8-495-778-31-17, адрес: г.Москва, м. Таганская, Земляной Вал, 64.

Маркетинг


Прежде всего, в основе любого бюджета лежат данные по изучению рынка. Это цифры, которые отражают реальные потребности сектора потребителей, на который нацелено предприятие в сбыте своего товара, будь то услуги, продукция или перечень товаров. Кроме того, изучается нужда, то есть не хватка в каком-то товаре, определенной прослойкой населения, которая желает, но не может купить определенную группу вашего товара. И та группа потребителей, которая покупает услуги, товар или продукцию, но не вашу, а ваших конкурентов и скрупулезно изучаются причины такого выбора частью потребительского рынка.
Все эти данные необходимы, что бы на их основании правильно спланировать расходы на увеличение продаж, или их сохранение на определенном уровне, если вы находитесь в конкурентной борьбе или только входите в рынок. Иногда такие расходы на столько значительны, что у предприятия совсем нет прибыли и приходится привлекать заемные средства. Все это требует расчетов и понимания процесса.
Чтобы рассчитать бюджет предприятия, надо сопоставить в цифрах активы и пассивы. Результат покажет с какими показателями вы должны закончить год, и какой комплекс работ надо выполнить на основе маркетинговых исследований, чтобы достигнуть этих показателей.

 

  1. Пассив или долги и вложения.
  2. Актив или ресурсная база.

 

Пассив


Это та часть бюджета, которая определяет его доходность и весь комплекс предприятия. Основой начала расчета являются основные показатели.

  • Условно-постоянные расходы
  • Переменные расходы.
  • Заемные средства

 

Условно-постоянные расходы


Это расходы на содержание персонала, заработной платы всем работникам, затраты на электроэнергию, воду, тепло, на поддержание функциональности всего комплекса производства. На наших предприятиях эта цифра не высокая, она обычно не выше пятнадцати процентов от себестоимости товара или продукции. То есть при расчете себестоимости единицы товара условно постоянные затраты всегда известны заранее, и они редко меняются если не применяется сдельная оплата труда.

Переменные расходы


Если есть сдельная оплата, то она идет по позиции переменных затрат и используются ее средние арифметические данные за прошедший период. Тогда это выделяется в отдельную позицию технологических затрат по каждой позиции продукции. Туда же идут и затраты энергии, сырья и материалов.

 

Заемные средства


Кредиты, акции, вложения учредителей, задолженности по поставкам. Все что подлежит возврату или оплате это пассив. К ним же относятся и налоги, оплата таможенных услуг или расходы по сбытовой сети, если таковые есть, реклама, и пропаганда.

 

Актив


Это ресурс предприятия. Выручка, весь оборотный капитал, товарные остатки на складах, накопления по амортизации, все должники (дебиторы), все, что есть у предприятия -- земля, оборудование, транспорт, помещения, все это в цифрах стоимости и амортизации. Это все актив.

Собственно то, что мы описали это еще не бюджет это текущий баланс предприятия. Если сложить активы и пассивы, должно получиться положительное число, то есть прибыль. Иначе предприятие банкрот. Но сейчас не про это.
Итак. Бюджет включает в себя, кроме всех вышеуказанных позиций еще и расходы и прибыли будущего. То есть то, что вы еще не получили, но планируете и то что вы еще не потратили, но будете вынуждены потратить. А чтобы  рассчитать бюджет предприятия, надо наложить на расходы те мероприятия по продвижению товара на рынок, которые вам предлагает маркетолог, а на активы – планируемую выручку и добавить показатели планируемого роста выручки, которые дадут мероприятия по продвижению товара. Все это должно быть дифференцированно посезонно или поквартально (это зависит от цикличности предприятия) и выведено по-балансно с учетом всех показателей предприятия.
Например:
Если, в результате рекламной акции планируется рост продаж, какой-то продукции или товара, то в балансе на этот период должны быть отражены затраты на акцию и соответственно на увеличение производства этого товара по всем позициям. А рост продаж должен быть отражен в следующем временном периоде в виде дополнительной планируемой выручки, и так за весь год по каждому циклу.
Моменты повышенных затрат и увеличения выручки будут не совпадать, но общее движение бюджета (рост или падение оборотных средств, дополнительная прибыль или наоборот ее снижение), общий результат за период -  это и есть бюджет.

Такой подход позволяет вести не дискретный производственный процесс. Поскольку каждый шаг просчитан и известен заведомо, что позволяет вовремя привлечь оборотные средства, подготовить новую стратегию с контрагентами, и поставщиками, правильно спланировать работу персонала, политику отпусков, и поощрений, то есть это нормальный способ управления предприятием.
Без бюджета это просто невозможно.