Что такое факторинг

Что такое факторинг? Это передача права требования дебиторской задолженности за отгруженные товары или оказанные услуги банку или специализированной факторинговой компании в обмен на перечисление денежных средств. Фактически это финансирование кассовых разрывов, возникающих при поставках продукции, оказании услуг с отсрочкой платежа.

Предприятие-поставщик заключает с банком или факторинговой компанией, так называемым фактором, факторинговый договор, где оговариваются условия финансирования: сроки перечисления денежных средств, размер финансирования (как правило, это 70 – 90% от переданной дебиторской задолженности), размер вознаграждения за услуги и прочие условия, и дополнительные особенности.

Факторинг включает в себя, не только финансирование под дебиторку, но и управлении дебиторской задолженностью клиента, учет и контроль расчетов с контрагентами поставщика. Размер вознаграждения компании-фактора складывается из процентной ставки за кредит, комиссии за обслуживание и платы за дополнительные услуги, оговоренные в договоре.
Механизм действия факторинга следующий

    поставщик отгружает продукцию или оказывает услуги контрагентам с отсрочкой платежа, как правило, до 180 дней
    поставщик передает документы на отгрузку: счета-фактуры, накладные, компании-фактору
    факторинговая компания перечисляет поставщику денежные средства в размере, согласованном в договоре, как правило, не более 90% от стоимости отгруженного товара.
    дебитор, контрагент поставщика рассчитывается за товар, перечисляя деньги на счет банка или факторинговой компании, согласно предоставленной отсрочке.
    банк или факторинговая компания выплачивает поставщику остаток за вычетом вознаграждения за услуги.

Различают два основных вида факторинга: с регрессом и без регресса. Факторинг с регрессом, в случае непогашения дебитором своих обязательств, предусматривает возмещение убытков банку (факторинговой компании) поставщиком. При факторинге без регресса все риски и убытки берет на себя компания-фактор. Понятно, что факторинг без регресса для клиента будет стоить дороже.

Факторинг, как инструмент финансирования, имеет неоспоримые преимущества для всех участвующих сторон. Поставщик, получая оплату поставленной продукции или услуг фактически сразу после отгрузки товара, ускоряет оборачиваемость оборотных средств и имеет возможность увеличивать продажи, предоставляя покупателям отсрочки. Банки и факторинговые компании, оказывая такие услуги, расширяют клиентскую базу, получая дополнительные доходы.

Факторинг – перспективный, набирающий популярность инструмент финансирования бизнеса. В условиях кризиса и сопутствующего ему снижения производства и продаж, количество факторинговых операций в стране сократилось. По мере оживления экономики и при наличии избытка ликвидности у банков, интерес к нему постепенно возрастает.