Российская розница исчерпала возможности органического роста

14.01.2014 17:31

Рост сопоставимых продаж и торговых площадей перестанут поддерживать оценку инвесторами акций российских ретейлеров в 2014 г., считают аналитики "Сбербанк CIB". Исторически опережающий рост розницы поддерживали органический рост, а также повышение показателей like-for-like и валовой маржи.

В 2013 г. крупнейшие игроки российской розницы активно наращивали валовую рентабельность, получая более выгодные условия от поставщиков. В третьем квартале 2013 г. у X5 Retail Group валовая маржа выросла до 25,1% с 22,8% год назад. Лидер рынка "Магнит" за этот период нарастил показатель до 29,29% с 26,92%, "Дикси" - до 30,6% с 29,3%.

Рост маржи позволял ретейлерам сгладить негатив от замедляющихся сопоставимых продаж, и в 2013 г. "доход на инвестиции по отрасли составил 29%, и это рекордно высокий уровень после кризиса", отмечают в "Сбербанке CIB". В 2014 г. рост маржи будет ниже, полагают аналитики: "Возможности для дальнейшего повышения цен на продукцию кажутся нам ограниченными".

Возможности для роста сопоставимых продаж и органического роста в этом году почти исчерпаны, считают аналитики. Торговые площади в крупных российских городах растут более чем на 10% в год, а покупатели переориентировались на более крупные торговые форматы. О смене предпочтений покупателей в пользу гипермаркетов заявлял на прошлой неделе "Магнит", зафиксировавший замедление роста выручки к концу 2013 г.

"Публичные компании (за исключением X5 Retail Group) могут столкнуться с замедлением роста сопоставимых продаж с 4,1% в среднем в 2013 г. до 3,4% в 2014 г.", - говорится в обзоре Сбербанка.

Рост общих, коммерческих и административных расходов в расчете на магазин составит не менее 6% в 2014 году и превысит рост сопоставимых продаж, а повышение валовой рентабельности не сможет компенсировать это, опасаются аналитики. В результате, в целом по сектору доход на инвестиции снизится с пиковых 29% в 2013 году до 23% в 2015, прогнозируют эксперты.

На этом фоне "Сбербанк CIB" считает самыми перспективными акции "Магнита" и X5 Retail Group : они "более устойчивы к негативным тенденциям". Акции группы "Дикси" недорогие по оценочным коэффициентам, но "с учетом каннибализации выручки" и роста расходов SG&A у них нет серьезных катализаторов роста, считают аналитики. Оценку рынком "О'кей" аналитик считают "справедливой на текущих уровнях".