За компанию!

11.10.2012 15:55

В целом рост рынка корпоративного кредитования в стране в прошлом году неожиданно превзошел даже самые оптимистичные ожидания и составил 26%. Однако, по словам руководителя департамента по работе с корпоративными клиентами банка «Уралсиб» Андрея Горбова, недостаток ликвидности в конце 2011 г. оказал влияние на динамику рынка в начале 2012 г.: за первых три месяца корпоративный портфель российских банков «подрастерял» 0,7%.

Впрочем, январь-март каждого года традиционно для банковского сектора являются наименее активным периодом с точки зрения наращивания портфеля по причине цикличности бизнеса заемщиков. В это время, как правило, происходит окончательное внутреннее утверждение бизнес-планов компаний на новый год.

Но до падения рынка дело давно не доходило, отмечался хоть и низкий, но все же рост.

Ситуация стала меняться лишь ближе к апрелю. И только по итогам пяти месяцев рынок корпоративного кредитования не только смог отыграть упущенное, но и прибавил 3%.

При этом, как говорят аналитики, наметившееся оживление рынка обусловленно прежде всего активностью самих банков, нежели возросшим спросом на кредиты со стороны бизнеса. Задавали тон в корпоративном секторе банки с государственным участием. «Политика кредитования госбанками реального сектора экономики была достаточно агрессивной, что усилило конкуренцию среди банков, — рассказывает заместитель председателя правления Нордеа Банка Михаил Поляков. — Если говорить о сегменте высококачественных корпоративных заемщиков из реального сектора экономики, то 2011 г., так же, как и 2010-й, был рынком заемщика. Деловая активность заемщиков в части реализации инвестиционных программ имела тенденцию к снижению, что стало следствием кризисных явлений в экономике. В связи с этим определенная часть установленных «Нордеа» кредитных лимитов была не использована клиентами в течение всего прошлого года».

Естественно, что, реагируя на нестабильную ситуацию на финансовых рынках, банки и заемщики ожидают возникновения сложностей с ликвидностью. Последние стараются оптимизировать свои заимствования, в том числе и для сокращения расходов на обслуживание долга. А банки, в свою очередь, уделяют больше внимания дополнительному, некредитному бизнесу. Чтобы продолжать кредитовать, но при этом не снижать доходы до критической точки экономической целесообразности, банки стараются компенсировать недополученные процентные доходы комиссионными доходами по расчетно-кассовому обслуживанию и другим продуктам. Банки компенсируют потерю маржи и другим некредитным доходом — комплексным обслуживанием.

Аналогичная ситуация, связанная со спросом, наблюдалась у большинства банков. «Из-за ощущений неопределенности дальнейшего развития многие наши корпоративные заемщики сократили программы капитальных затрат, следствием чего стало некоторое снижение спроса на кредитные ресурсы, — признает Андрей Горбов. При этом он, как и его коллега из «Нордеа», все же характеризует прошлогодний рынок банковских услуг как рынок покупателя. «Существующее количество качественных заемщиков на рынке, сократившееся в результате кризиса, не способно было удовлетворить потребности банков по размещению имевшихся в тот момент свободных средств, особенно в условиях возросшего в 2011 г. аппетита банков к риску, — уточняет эксперт. — Поэтому значительно увеличилось количество тендеров на банковские услуги, которые проводили не только государственные, но и частные компании».

В такой ситуации банкам ничего не оставалось, кроме как изменять кредитную политику, делая ее более лояльной и гибкой в отношении условий кредитования. Для привлечения новых клиентов или поддержания отношений с существующими банкиры до последнего времени активно снижали доходность своих кредитных операций, в том числе и за счет увеличения сроков кредитования и уменьшения процентных ставок. В результате прошлогодние ставки оказались существенно ниже докризисного уровня и в недостаточной степени покрывали кредитные риски.

По словам Андрея Горбова, в течение 2011 г. ставки на рынке корпоративных кредитов оставались довольно низкими — среднегодовая ставка составляла 8,7%. «Это статистика по корпоративному бизнесу, включая малый и средний бизнес, — говорит он. — Если же отбросить малый бизнес, ставки для крупного и устойчивого среднего бизнеса были на 1,5—2% ниже».

Определенный скачок заинтересованности корпоративных клиентов в получении кредитов и соответственно наступление относительной стабильности в этом сегменте участники рынка стали наблюдать лишь в конце 2011 г. «В связи с возникшим на рынке дефицитом ликвидности часть клиентов просто старалась запастись кредитами «про запас», ожидая скорого закрытия кредитного окна и удорожания кредитов, — поясняет Михаил Поляков. — Именно так впоследствии и произошло: ставки пошли вверх, а требования к заемщикам стали ужесточаться». При этом кредитная политика самого Нордеа Банка остается неизменной, требования к корпоративным заемщикам не меняются. «Нам успешно удается находить оптимальный баланс между удовлетворением требований наших заемщиков по структуре и обеспечению кредитных сделок и сохранением высокого качества кредитного портфеля», — рассказывает Михаил Поляков. Прогнозирует он и дальнейший рост стоимости заимствований, в первую очередь для заемщиков из сферы малого и среднего бизнеса. Увеличится, по его мнению, и стоимость долгосрочных кредитов.

Андрей Горбов в свою очередь в связи с вновь начавшимся снижением курса рубля и фондовых индексов, долговыми проблемами европейских стран и возможными проблемами европейских банков также ожидает сейчас новой волны повышения ставок. Эксперт обращает внимание и на значительное изменение банками подходов к кредитованию корпоративных клиентов. «Требования к финансовому состоянию и обеспечению кредитов стали выше, кредитный анализ — более тщательным» — подчеркивает Андрей Горбов. По мнению эксперта, эти меры стали ответом на значительный рост просроченной задолженности в период кризиса 2008—2009 гг.

Михаил Поляков, заместитель председателя правления Нордеа Банка:

«Наша линейка кредитных продуктов за последнее время не претерпела существенных изменений. Мы предлагаем финансирование на различные сроки в различных валютах. Типы кредитных продуктов варьируются от краткосрочного финансирования оборотных средств (овердрафт, кредитные линии и т. д.) до торгового и проектного финансирования, лизинговых операций, финансирования с покрытием экспортных кредитных агентств. В дополнение к традиционным сделкам кредитования банк предлагает деривативы, кредитные продукты в рамках кэш-менеджмента и многое другое. Также начиная с прошлого года «Нордеа» успешно предоставляет своим клиентам новый кредитный продукт — кредитно-дилинговую линию. Данный продукт совмещает в себе сделки по кредитованию и размещению временно свободных денежных средств, что позволяет клиентам одновременно оперативно регулировать уровень собственной ликвидности и зарабатывать на размещении временно свободных средств».

Андрей Горбов, руководитель департамента по работе с корпоративными клиентами банка «Уралсиб»:

«Мы предлагаем полный спектр кредитных продуктов для корпоративных клиентов. Гибкие условия финансирования и индивидуальный подход к клиентам позволяют «Уралсибу» оперативно и на максимально выгодных условиях удовлетворить потребности любого бизнеса. Наиболее востребованным в настоящее время является кредитование на пополнение оборотного капитала. Также при временном отсутствии или недостаточности денежных средств на счете для исполнения платежных документов клиент может воспользоваться овердрафтом. Он позволяет одновременно покрывать сразу несколько кассовых разрывов по счету и оперативно управлять собственной ликвидностью.

Для клиентов, планирующих строительство, реконструкцию, приобретение объектов недвижимости или оборудования и т. п., банк предлагает продукты инвестиционного финансирования. В случае реализации долгосрочных проектов, связанных с освоением новых направлений бизнеса, в том числе, приобретением «готового бизнеса», наши клиенты могут воспользоваться продуктами проектного финансирования».

Андрей МОСКАЛЕНКО