Вытеснят ли кэптивные банки универсальные с рынка автокредитов?

02.12.2011 14:21

Российский рынок автокредитования в 2012 году в целом можно оценить достаточно позитивно. Объем кредитов, выданных на приобретение новых автомобилей и автомобилей с пробегом, вырос на 20—25%, увеличилась доля автомобилей, продаваемых в кредит, появились новые интересные кредитные предложения. В 2013 положительная динамика развития рынка автокредитования сохранится. Ведущую роль в этом процессе уже сегодня играют кэптивные/корпоративные банки, поэтому их доля на рынке автокредитования будет расти, а доля универсальных банков — снижаться.

В ближайшие 2—3 года все мировые автопроизводители, которые имеют собственные банки, выведут их на российский рынок. Такое предположение основано на том, что сегодня практически все автопроизводители активно используют субсидированные кредитные предложения для привлечения клиентов, а также том, что Россия является одним из наиболее перспективных рынков, с точки зрения продаж новых автомобилей.

Кэптивные банки обладают рядом преимуществ по сравнению с крупными коммерческими банками. В первую очередь к ним относится подход к работе с клиентами. Такие банки работают по принципу «одного окна», когда клиент может оформить заявку и получить кредит, не покидая дилерского центра. По всем вопросам, связанным с выдачей кредита, он общается с менеджером по кредитованию официального дилера, который помогает клиенту выбрать наиболее выгодное предложение и оформить все необходимые документы.

Второе — это тесное взаимодействие с автопроизводителем для разработки самых привлекательных на рынке программ кредитования автомобилей и мотоциклов. Все чаще и чаще запускаются новые специальные кредитные программы, которые позволяют приобретать различные модели автомобилей и мотоциклов на самых выгодных условиях.

Третье — кэптивный банк является сервис-провайдером марки в области финансовых услуг и может предложить клиентам индивидуальные условия кредитования для каждой модели автомобиля. Универсальный банк, как правило, выпускает некий кредитный продукт, ориентируясь на автомобильный рынок в целом. Те клиенты, для которых этот продукт оказывается привлекательным, обращаются в этот банк. Кэптивные банки идут от обратного — под каждую модель и соответствующую целевую группу покупателей готовится свое уникальное предложение.

Кроме того, кэптивные банки помимо кредитных программ для покупателей автомобилей развивают коммерческое кредитование дилеров. Данное направление ориентировано на развитие бизнеса, строительство новых дилерских центров, финансирование программ по продаже автомобилей с пробегом. В России для поддержания бизнеса коммерческое кредитование дилеров является одним из важнейших направлений.

Кэптивные банки увеличивают свои доли на рынке, постепенно отбирая их у универсальных банков. Европейский опыт показывает, что бренды, у которых есть свои финансовые институты, как правило, большую часть розничных продаж финансируют самостоятельно. Аналогичный опыт есть и в России. В рамках «своих» брендов кэптивные банки, безусловно, имеют явное преимущество перед универсальными кредитными организациями, потому что у последних только одна цель — зарабатывать деньги. Кэптивный банк поддерживает продажи «своего» автопроизводителя. Поэтому он всегда готов более гибко подходить к клиентам и предлагать специальные программы, условия и ставки, которые «недоступны» для клиентов универсальных банков.

В то же время по состоянию на декабрь 2012 года в России в области розничного автокредитования активно работают всего 5 автомобильных банков, а существенная доля продаж автомобилей приходится на российские бренды. У «Автоваза» нет своего кэптивного банка, крупные универсальные банки (в первую очередь государственные) вне конкуренции в этом сегменте. Поэтому универсальные банки сохранят лидирующее положение в рамках всего рынка автокредитования в ближайшие годы.

Анна МОРОЗОВА

Автор — председатель правления ООО «БМВ Банк»