ВТБ приостановил финансирование проекта «Набережная Европы» в Петербурге

05.01.2011 00:48

Банк ВТБ на прошлой неделе принял решение о приостановке финансирования проекта «Набережная Европы» в Петербурге стоимостью 2 млрд долл. Подобный шаг может быть связан с разморозкой другого, более понятного по срокам окупаемости офисного проекта в Петербурге — у метро «Электросила», говорят эксперты.

О приостановке финансирования проекта «Набережная Европа» все контрагенты были уведомлены 24 октября, сообщил РБК daily вице-президент банка ВТБ Александр Ольховский. «Причины такого решения я комментировать не могу», — заявил он. Руководитель департамента общественных связей «ВТБ Девелопмент» Александр Ротштейн добавил, что дальнейшая судьба проекта прояснится в течение месяца. Будут ли вестись на площадке какие-либо работы, ни Александр Ольховский, ни Александр Ротштейн не говорят.

Проект «Набережная Европы» реализует ООО «Петербург-Сити» (дочерняя структура «ВТБ Девелопмент») в рамках заключенного в 2007 году на инвестиционных условиях соглашения с правительством РФ. На участке 10 га на берегу Малой Невы, между Биржевым и Тучковым мостами в Петроградском районе планировалось построить более 300 тыс. кв. м недвижимости, в том числе жилье, гостиницы, торговые и офисные помещения. Первым построенным уже в 2015 году объектом должен был стать Театр танца Бориса Эйфмана. Общий объем вложений в проект оценивался в 2 млрд долл., летом текущего года Александр Ольховский заявлял, что уже инвестировано порядка 9 млрд руб.

Правда, о вероятности отмены проекта в администрации Петербурга заговорили уже весной нынешнего года. Тогда экс-председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), а ныне вице-губернатор Ленинградской области Евгений Елин предложил губернатору Петербурга Георгию Полтавченко компенсировать инвестору понесенные расходы, а на земельном участке разбить парк. Сумму компенсации Александр Ольховский оценивал в 500 млн долл.

Позже г-н Полтавченко заявлял, что не согласен с позицией г-на Елина, однако, как считают опрошенные РБК daily участники рынка, идея негативно отразилась на имидже проекта, поскольку ее активно поддержало градозащитное сообщество, на которое новая власть серьезно ориентируется. «Возможно, стоит доработать концепцию проекта в сторону увеличения зеленых зон, и это поможет найти компромисс между градозащитными организациями и бизнесом», — считает генеральный директор «Colliers International Россия» Николай Казанский.

У ВТБ в Петербурге остаются другие крупные проекты: в частности, «ВТБ Капитал» участвует в строительстве нового терминала аэропорта Пулково (1,1 млрд евро) и центрального участка платной магистрали «Западный скоростной диаметр» (концессионное соглашение окончательно еще не подписано, общая сумма вложений консорциума «Магистраль Северной столицы» во главе с «ВТБ Капиталом» — около 120 млрд руб.).

«ВТБ Девелопмент» также ведет проект «Невская ратуша» стоимостью 1,8 млрд долл. Впрочем, последний пока также в подвешенном состоянии. Бюджет Петербурга должен потратить на выкуп 115 тыс. кв. м в комплексе для размещения комитетов городской администрации 10 млрд руб. Пока эти средства предусмотрены только в бюджете 2014 года, однако городской парламент уже выразил сомнения в целесообразности этих расходов.

«Набережная Европы» — дорогой проект, но это первый пример действительно масштабного редевелопмента промышленной застройки, говорит один из консультантов рынка недвижимости. Кроме того, по его словам, на днях ВТБ получил в Петербурге разрешение на строительство запланированного еще в начале 2000-х офисного комплекса у метро «Электросила», который «более понятен с точки зрения окупаемости».

Ирина ЛАПЕЧЕНКОВА

см.  ВТБ