Возрастные проблемы стали явными

24.03.2010 23:15

Концепция пенсионной реформы от Минтруда внесена в правительство

Минтруд внес в правительство несогласованный проект концепции развития пенсионной системы до 2030 года с дефицитом бюджета Пенсионного фонда 0,9% ВВП. Министерство по-прежнему предлагает реформировать систему досрочных пенсий, увеличить взносы для самозанятых и перевести часть накопительной пенсии в солидарную, поэтапно поднять общий страховой взнос еще на 2%.

Внесенный Минтрудом в правительство проект концепции развития пенсионной системы до 2030 года одобрили только Минобрнауки, Минкультуры, Минпромторг, Минздрав. Разногласия у Минтруда так и остались c экономическим блоком правительства — Минфином, Минэкономики и Федеральной службой по финансовым рынкам.

Опубликованная к выходным версия концепции, по существу, повторяет уже представленные Минтрудом предложения, принципиально не отличаясь от опубликованной 31 августа версии документа, лишь уточняя некоторые положения; концепция ценна в первую очередь объяснением логики разработчиков и раскрытием механизмов реформы во времени. Так, министерство продолжает настаивать на трехуровневой модели пенсионной системы, в которой первый уровень составляет государственная пенсия.

Для ее получения необходим стаж 30 лет (с дальнейшим повышением согласно актуарной сбалансированности взносов и обязательств до 42 лет, при этом коэффициент замещения утраченного заработка составит 40%). Второй уровень — корпоративная пенсия за счет дополнительных взносов работодателя, и, наконец, третий — частная пенсия, для которой гражданин самостоятельно уплачивает дополнительный взнос. Все три уровня дадут коэффициент замещения утраченного среднего заработка до 70% при условии наличия стажа не менее 40—45 лет. В Минтруде признают: устранить предлагаемыми мерами дефицит Пенсионного фонда (в 2012 году — 1,075 трлн руб., или 1,8% ВВП, в 2015 году — 1,2 трлн руб.) не удастся, реализация концепции позволит его снизить к 2020 году до 1,2% ВВП, к 2030 году — до 0,9% ВВП.

Главные предложения Минтруда, решения по которым уже заложены в параметры бюджета на 2013—2015 годы, это реформирование системы досрочных пенсий и увеличение взносооблагаемой базы по самозанятым гражданам. Полное согласие в правительстве по досрочникам — главному балласту пенсионной системы, поскольку каждый третий пенсионер выходит на пенсию досрочно, при этом работодатель, у которого работники трудятся на производстве с опасными для здоровья условиями труда, платит в Пенсионный фонд общий тариф. Для таких работодателей предлагается поэтапное введение дополнительных тарифов по первому (особо вредные и опасные рабочие места) и второму (вредные и опасные) спискам в 2013 году — 4 и 2%, в 2014 году — 6 и 4%, в 2015-м — 9 и 6% соответственно. В дальнейшем Минтруд предлагает увеличить тариф «из требования актуарной обеспеченности» до необходимых 15,1% по первому списку и 8,7% по второму списку. Подготовлены и дополнительные решения по этим категориям (подробнее см. «Онлайн»).

По главной спорной теме в планируемой реформе — ликвидация или сохранение накопительной части пенсии (6%, есть у граждан 1967 года рождения и старше) — компромисс в правительстве по-прежнему не найден. Минтруд в своем проекте концепции объясняет: с увеличением объемов пенсионных накоплений (в 2012 году — 2,3 трлн руб., в 2014 году — 3,5 трлн руб.) рыночные риски возрастают, а издержки администрирования накопительной части высоки — комиссия управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов (НПФ) составляет 1,4% стоимости чистых активов, что значительно превышает уровень комиссии на развитых финансовых рынках 0,5—0,7% (см. стр. 9). Среди других проблем накопительного компонента — отсутствие гарантий сохранности, низкая доходность, правовые коллизии, связанные с организационно-правовой формой НПФ.

В документе Минтруд не отказывается от своей идеи дать гражданам право выбора — оставлять 6% взносов в накопительной части или перевести в солидарную. По расчетам министерства, при направлении в распределительную систему 2% из 6% взноса дефицит бюджета Пенсионного фонда снизится на 0,25% ВВП к 2020 году, а при перераспределении 4% — на 0,4% ВВП. Кроме того, министерство предлагает увеличить тариф накопительной части еще на 2% с учетом уровня дохода работника. Среди параметров пенсионной реформы — увеличение периода дожития (период, на который при расчете пенсии делится сумма страховых взносов) с нынешних 228 месяцев, или 19 лет, до 252 месяцев, или 21,4 года, к 2015 году. После 2016 года Минтруд предлагает установить период дожития исходя из статистической продолжительности, что снизит дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2014 году на 1,08 млрд руб., а в 2020 году — 106 млрд руб. Что же касается работающих пенсионеров, Минтруд не всем из них планирует выплачивать пенсии: в долгосрочной перспективе министерство предлагает «создать механизм», согласно которому на пенсию не смогут рассчитывать пенсионеры, которые работают и получают зарплату выше средней по экономике. В будущем Минтруд предлагает увеличивать налоговую нагрузку за счет поэтапного повышения уровня облагаемого заработка (в 2012 году страховые взносы платятся с годовой зарплаты 512 тыс. руб. и 10% идет сверх этих зарплат в солидарную часть).

Минтруд предлагает вспомнить о страховках

Досрочники, которые имеют полный стаж, сохраняют право на льготную пенсию, у кого стаж неполный, право также сохраняют: им включат периоды работы при уплате за них страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере. Тем, кто только собирается работать на вредном для здоровья производстве, Минтруд предлагает страховку утраты заработка вследствие досрочной утраты профессиональной трудоспособности. По замыслу министерства в системе соцстраха должен заработать институт страхования риска утраты заработка вследствие досрочной утраты профессиональной трудоспособности со спецтарифами и системой оценки профриска. Для работников, включенных в списки, Минтруд предлагает продлить программу софинансирования пенсий, а работодателям с вредными и опасными рабочими местами, которые развивают корпоративные программы, дать преференции в виде снижения доходов на сумму взносов при исчислении налога на прибыль. Среди педагогов, медиков и творческих работников право на досрочную пенсию сохранят те, у кого выработана половина и более требуемого стажа, остальным необходимый стаж будет поэтапно увеличен. Решение о досрочниках в целом, по оценке Минтруда, снизит дефицит Пенсионного фонда на 0,1—0,2% ВВП к 2020 году.

Что касается самозанятых, налогооблагаемая база по ним будет также постепенно расти. В Пенсионный фонд индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты и частные нотариусы будут платить взносы в 2013 году исходя из двух минимальных зарплат (сейчас — из одной, платят 14 тыс. руб.), в 2014 году — из двух с половиной минимальных зарплат, в 2015-м — из трех. В дальнейшем тариф будет индексироваться. Доходы пенсионной системы увеличатся с ростом базы на 0,3% ВВП к 2020 году.

Частные пенсионные фонды против концепции Минтруда

Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) раскритиковала проект стратегии, назвав ее необоснованной и деструктивной, и выступила за сохранение накопительной части пенсии и мер, которые бы повысили ее эффективность и надежность. Подсчеты расходов на дорогостоящее администрирование накопительной части Минтруда там считают некорректными, поскольку НПФ покрывает издержки за счет дохода от инвестиций, не затрагивая страховые взносы, в отличие от Пенсионного фонда, где эти расходы обеспечиваются за счет части страховых взносов (около 4% суммы поступивших взносов, или около 2% в бюджете ПФР в условиях 2010 года). Свои предложения НАПФ направила в Минтруд — там надеются, что министерство рассмотрит их и учтет при подготовке итогового документа.

Дарья НИКОЛАЕВА