Восточные проценты

11.06.2011 20:31

Правительство не определилось с источниками финансирования развития Дальнего Востока

Правительству придется найти более 500 млрд рублей в ближайшую пятилетку на проекты на Дальнем Востоке. Премьер-министр Дмитрий Медведев и глава Минэкономразвития Андрей Белоусов предлагают направить туда проценты от вложения средств Фонда национального благосостояния. Но эти деньги уже учтены в бюджете, не соглашается Минфин. Не согласован и перечень инвестпроектов, за счет которых будет развиваться регион.

На инфраструктурные проекты в рамках госпрограммы развития Дальнего Востока и Забайкалья в ближайшие 5 лет требуется 526 млрд рублей, но до сих пор источники финансирования не определены. На эти цели можно было бы направить процентный доход от размещения средств Фонда национального благосостояния, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, Бурятии, Забайкалья и Иркутской области.

Госпрограмма развития Дальнего Востока и Забайкалья была одобрена с разногласиями 21 марта на заседании правительства, ее было решено отправить на доработку.

Размер бюджетных ассигнований до 2025 году, по замыслу Минвостокразвития, должен составить 3,8 трлн рублей.

На завершение уже начатых строек в бюджете заложены 47 млрд рублей, уточнил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Они проходят по федеральной целевой программе (ФЦП), включенной в госпрограмму. Необходимо найти 479 млрд рублей, еще 13 млрд рублей нужно на электростанции, которые должны заместить выбывающие мощности Билибинской АЭС.

Даже если рассчитывать на 70—80 млрд рублей дохода от инвестирования средств ФНБ, этих денег не хватит, сказал Белоусов. В год нужно около 100 млрд рублей. «Порядка 20—30 млрд рублей нам потребуется общими усилиями найти», — сказал глава Минэкономразвития.

Искать придется больше, дал понять министр финансов Антон Силуанов. Рассчитывать на средства от размещения денег из ФНБ по меньшей мере до 2016 года нельзя: законодательство предусматривает учет этих средств в составе доходной базы бюджета.

Реальные возможности бюджета на ближайшую пятилетку — около 40 млрд рублей в год, сказал Силуанов.

Минфин предлагает перераспределять деньги в других действующих госпрограммах, в первую очередь за счет транспортной госпрограммы. Порты, аэропорты, платные участки автодорог должны строиться за счет государственно-частного партнерства, заявил Силуанов. Несколько проектов должны быть реализованы за счет институтов развития — Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и Фонда развития Дальнего Востока и Забайкалья (обе структуры входят в ВЭБ).

После увеличения РФПИ и Фонда развития Дальнего Востока результатов работы пока нет. Это может породить проблемы, указал Медведев, в том числе и для руководителей этих организаций. В свою очередь, глава «дочки» ВЭБа Павел Грачев заявил, что капитализации фонда — 15 млрд рублей — недостаточно для реализации столь масштабных проектов.

Медведев признал проблему. В какой-то момент может встать вопрос об изменении организационно-правовой формы фонда, сказал он. «Я имею в виду некоммерческий статус», — сказал премьер.

Статус некоммерческих организаций имеют, в частности, госкорпорации. О готовности обсудить вопрос о возвращении к идее госпорпорации по развитию Дальнего Востока говорил в ноябре 2012 года Владимир Путин.

Сама инициатива активно продвигалась Сергеем Шойгу еще в бытность его главой МЧС, но с формированием Минвостокразвития от нее отказались.

Уже сейчас фонду нужна капитализация 233 млрд рублей, уточнил Белоусов. Он объяснил и задержку с привлечением частных инвестиций на условиях софинансирования: инвесторы не хотят идти в проекты с низкой отдачей. Для интереса частного бизнеса инвестнадбавка должна быть 13%, сказал Белоусов. «Коллеги элегантно предлагают часть (затрат) субсидировать», — сообщил министр. По его словам, при докапитализации фонда удастся обеспечить для инвесторов рентабельность в 7%.

Еще один источник финансирования дальневосточных проектов — средства пенсионных накоплений. Их можно направить, в частности, на строительство второй ветки БАМа и модернизацию Транссиба, сказал Силуанов.

В рамках этого проекта 260 млрд рублей будут внесены в капитал РЖД, сказал Медведев.

Всего же объем финансирования в 2013—2017 годах оценивается в 980 млрд рублей. Кроме 260 млрд прямых бюджетных вливаний 302 млрд рублей должны вложить РЖД, уточнил замминистра транспорта Олег Белозеров. Проект предусматривает увеличение пропускной способности этих двух железных дорог на 25 млн тонн в год.

Средства, сказал Силуанов, должна привлекать сама компания, «которая может привлечь займы облигационные, в том числе и за счет средств пенсионных накоплений». По его словам, в правительстве готовы размещать по этой схеме и средства ФНБ.

На пенсионные деньги рассчитывают и в Минэнерго. ВЭБ мог бы покупать долгосрочные займы ФСК ЕЭС, которые будут выпускаться на проект строительства системообразующих линий электропередачи. Потребность в финансировании — 58 млрд рублей. Фонд развития Дальнего Востока, как планируется, возьмет на себя реализацию 20 проектов обеспечения электроэнергией новых промышленных потребителей на 77 млрд рублей. Речь идет о строительстве инфраструктуры для Удоканского ГОКа, Наталкинского ГОКа, Комсомольского НПЗ и других предприятий. С РФПИ прорабатывается софинансирование проектов по экспорту электроэнергии, уточнил Новак.

А новый специальный порт для малых и средних компаний планируется построить практически полностью на частные деньги. По словам замминистра транспорта Олега Белозерова, проект оценивается в 18 млрд рублей, из которых только 3 млрд рублей нужно из федерального бюджета. Финансировать строительства порта (предварительно, в бухте Суходол) согласились РЖД, «Мечел», СУЭК, Тувинская горнорудная и другие компании.

По ряду проектов согласия между профильными министрами и главой Минвостокразвития Виктором Ишаевым на сегодняшний день нет, выяснилось на совещании. Минэколномразвития и другие ведомства концентрируются на инфраструктурных проектах, заявил Ишаев. От социальных пытаются откреститься, сетовал министр. Уже есть указы по четырем проектам на 50 млрд рублей, говорил Ишаев.

«Но сегодня ни одной копеечки не реализуется, потому что нет проектной документации. И по энергетической, и по транспортной инфраструктуре — не хочу никого обижать — мы получаемся неготовыми», — отметил министр.

Ишаев также против паромной переправы Ванино — Холмск. «Ну она уже изжила себя, паромная переправа», — говорил министр и настаивал на строительстве моста на остров Сахалин. Министр регионального развития Игорь Слюняев предложил сэкономить на разработке проектной документации: он предложил проанализировать проектную документацию тоннеля на Сахалин, одобренного еще в 1950 году. В 1953 году, после смерти Иосифа Сталина, стройку свернули. «Надо посмотреть, денег у нас на все не хватит», — согласился Медведев.

Екатерина КАРПЕНКО