Владельцы платежных терминалов испугались 1% ограничения комиссии

28.03.2012 04:19

Недавняя законодательная инициатива Законодательного Собрания Приморского края вызвала панику среди владельцев платежных терминалов, озабоченных резким снижением прибыли. Суть этой инициативы, которая уже направлена на рассмотрение в комитет Госдумы по финансовому рынку, следующая: «В случае если сумма платежа не превышает одну тысячу рублей включительно, то размер вознаграждения платежному агенту не может составлять более 1 процента».

При этом приморские депутаты сослались на то обстоятельство, что, Управление Федеральной почтовой службы Приморского края, установило размер вознаграждения — 1—2% от суммы платежа, но не менее 15—20 руб. по платежам, взимаемым в пользу отдельных организаций, предоставляющих коммунальные услуги. В свою очередь, Сбербанк установил размер вознаграждения — 1% от суммы платежа, а при оплате через операционно-кассового работника в подразделении Сбербанка — дополнительное вознаграждение в размере не менее 40 руб.

Впрочем, сами инициаторы законопроекта признают, что в случае несогласия плательщика с размером вознаграждения платежного агента он может обратиться в абонентские отделы поставщика услуг или к другому платежному агенту.

Однако в сельской местности, а также в некоторых небольших городах отсутствуют пункты приема коммунальных платежей ресурсоснабжающих организаций. Поэтому граждане, проживающие на территории, где имеются отделения почтовой связи, являющиеся монополистами по приему коммунальных платежей, не имеют возможности оплатить коммунальные услуги другим способом.

По оценке председателя совета директоров группы Qiwi Андрея Романенко, ограничение размера комиссии приведет к тому, что выручка терминальных сетей уменьшится в 5—6 раз. Вследствие этого прибыльность упадет до сотых долей процента или вообще превратится в убыток. Вместе с тем эксперты, не связанные тесно с рынком терминальных платежей, в принципе поддерживает идею установить верхнюю границу комиссии при приеме платежей, потому что порой с плательщиков взимается необоснованно высокий процент. Однако считают, что поправки в закон должны вноситься взвешенно с учетом доходности бизнеса терминальных платежей.

Очевидно, что этот законопроект затронет и прибыльность банковского платежного бизнеса. Но вместе с тем и создает новые возможности: те банки, кто сумеет сделать этот бизнес рентабельным с учетом 1% ограничения на комиссию для платежей не более 1000 руб. могут получить существенное конкурентное преимущество. В первую очередь, перед платежными агентами, имеющими небольшую сеть терминалов, которые в условиях снижающегося объема прибыли будут вынуждены уйти с рынка.

Владимир БРЮКОВ