ВЭБ перезапускает «Тракторные заводы»

07.11.2011 16:35

Михаил Болотин может лишиться контроля над ними

Вокруг концерна «Тракторные заводы» может разгореться новый скандал. Как стало известно «Ъ», ВЭБ рассматривает возможность разрыва соглашения с нынешним менеджментом концерна во главе с его экс-владельцем Михаилом Болотиным и проведения нового конкурса по выбору управляющей команды. Этого второй год ждут «Уралвагонзавод» и «Русские машины». Сейчас рассматривается вариант отдать концерн в управление целиком или же разделить его. Более того, Михаил Болотин может потерять возможность вернуть актив, отданный ВЭБу за долги.

Как рассказали «Ъ» несколько источников, знакомых с ситуацией вокруг концерна «Тракторные заводы» (КТЗ), 5 июля состоялось заседание рабочей группы по анализу и оценке работы концерна, в которую входят представители ВЭБа, Минпромторга и Минэкономики.

«Программа финансового оздоровления концерна выполнена не в полной мере, поэтому группа рекомендовала ВЭБу вынести вопрос о текущей ситуации в КТЗ и дальнейших действиях ВЭБа на наблюдательный совет госкорпорации»,— рассказывает один из собеседников «Ъ». В частности, речь идет о проведении конкурса на «выбор компаний-кандидатов для антикризисного управления КТЗ на конкурентной основе». При этом возможны «отказ от принципа сохранения целостности активов КТЗ» и распределение их управления между несколькими заинтересованными компаниями.

Кроме того, группа рекомендовала наблюдательному совету ВЭБа «внести изменения в условия договора купли-продажи 100% акций компании Machinery & Industrial Group N. V.». Именно по этому договору президент КТЗ и на тот момент основной акционер Михаил Болотин и его партнер Альберт Баков передали банку в 2010 году 100% акций концерна под кредит 15 млрд руб.

Тогда ключевыми условиями сделки был возврат собственникам КТЗ 100% акций после выплаты кредита в 2017 году и сохранение старого менеджмента. Но, по словам источника «Ъ», рекомендованные изменения договора предполагают возможность не только смены руководства КТЗ, но и прекращения действия опциона на обратный выкуп акций по требованию ВЭБа в одностороннем порядке. Зато новые опционы на акции Machinery & Industrial Group N. V. могут получить новые управляющие «в случае успешного выполнения ими антикризисной программы на предприятиях КТЗ».

Наблюдательный совет ВЭБа уже состоялся 11 июля. В госкорпорации отказались комментировать, был ли на нем рассмотрен вопрос о ситуации на КТЗ. «Об обсуждении 11 июля, состоявшегося в ВЭБе, мы наслышаны, безусловно, данный вопрос находится на контроле у высшего руководства банка»,— сообщил «Ъ» Михаил Болотин. Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, говорит, что «протокол решений должен появиться в ближайшие дни».

КТЗ объединяет 17 предприятий в России, Германии, Дании, Австрии, Нидерландах, Сербии и на Украине. Основные направления — военное, железнодорожное, сельскохозяйственное, дорожно-строительное и промышленное машиностроение. Выручка в 2011 году превысила 41 млрд руб., долг на конец 2011 года — 57 млрд руб. До сделки с ВЭБом Михаилу Болотину принадлежало около 80% акций компании, а его партнеру Альберту Бакову — примерно 20%.

Собеседник «Ъ» рассказывает, что рабочая группа по КТЗ пришла к выводу, что в 2011 году выполнение плана по выручке от реализации продукции составило 89%, по инвестициям — 31%, при этом долг КТЗ увеличился более чем на 3% и на конец прошлого года составил около 57 млрд руб. Кроме того, группа основывалась и на результатах проверки, проведенной на КТЗ Ernst & Young, уточняет источник. Аудитор пришел к выводу, что «потенциальный минимум упущенной выгоды на КТЗ составил на конец года более 15 млрд руб.», говорит собеседник «Ъ». В то же время за первое полугодие этого года «ключевые показатели деятельности КТЗ показали динамику роста», например, концерн впервые с докризисного периода получил прибыль в 1,2 млрд руб. Но ему все равно до конца 2012 года необходимо дополнительное финансирование на 4,2 млрд руб.

В связи со сложным финансовым положением концерна был разработан ряд мер по реструктуризации активов КТЗ, которые поддержал Минпромторг. В частности, было предложено продать контрольные доли «Промтрактор-вагона» и перенести часть производств сельхозтехники на другие площадки. Михаил Болотин уверен, что «по итогам 2011 года и первого квартала 2012 года КТЗ выполнил свои обязательства перед синдикатом банков и ВЭБом». Поэтому, добавил он, в концерне «готовы сотрудничать» с банком и далее «в рамках ранее предписанных соглашений».

ВЭБ весной 2011 года уже объявлял конкурс на выбор компании для антикризисного управления КТЗ. Тогда заявки подали государственная НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) и «Русские машины» Олега Дерипаски, а также структура Михаила Болотина «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы«"». УВЗ и «Русские машины» даже создали альянс для управления предприятием. Однако победитель конкурса так и не был объявлен — по данным источников «Ъ», 13 июля 2011 года наблюдательный совет ВЭБа принял решение отложить подведение его итогов до получения финансовых результатов КТЗ за 2011 год и первый квартал 2012 года. В ВЭБе свое решение не объяснили, источники «Ъ» на рынке рассказывали, что это удалось во многом благодаря лоббистскому ресурсу Михаила Болотина.

Ситуация обострилась этим летом. В начале июля стало известно, что ВЭБ подал иск на $155 млн к Михаилу Болотину из-за неисполнения договора банковской гарантии от 2010 года. Эта сделка не относилась к ситуации в КТЗ — бизнесмен выступил поручителем по гарантиями ВЭБа для AgromashHolding B. V. (подконтрольна Machinery & Industrial Group) под кредиты для покупки Dunham-Bush. «Но иск может быть индикатором общего усложнения отношений менеджмента КТЗ с ВЭБом»,— отмечает один из собеседников «Ъ». Кроме того, КТЗ в 2013 году предстоит первый платеж по синдицированному кредиту на 32,3 млрд руб., что может «уже сейчас вызывать общую обеспокоенность банков».

«Ситуацию может усугубить еще и общее падение продаж сельхозтехники и дорожно-строительной техники российского производства, связанное со вступлением России в ВТО»,— добавляет Михаил Пак из «Атона». По мнению аналитика, из-за общей сложной ситуации на рынках КТЗ будет сложно улучшить финансовую ситуацию. По мнению аналитика, претендентам на КТЗ в первую очередь нужны его военный и вагоностроительный дивизионы. Гендиректор УВЗ Олег Сиенко сообщил «Ъ», что корпорация примет участие в конкурсе, если его объявят. «Нам интересно вагонное производство КТЗ, сегмент дорожно-строительной техники и дивизион спецтехники»,— уточнил топ-менеджер. Глава «Русских машин» Александр Филатов также подтвердил, что группа сохраняет интерес к железнодорожным и военно-промышленным активам КТЗ.

Егор ПОПОВ

см.  Внешэкономбанк