В магазин за деньгами

19.01.2013 20:37

Пик популярности кредитов в магазинах, похоже, пройден. Игроки, вышедшие на рынок последними, не найдя себе места, покидают его, а старожилы учатся использовать сети для продаж других кредитов

ОТП-банк начинает использовать свою сеть POS-кредитования (займы в торговых точках) для продаж кредитов наличными и кредитных карт, рассказал «Ведомостям» директор дирекции развития продуктов и технологий Александр Васильев. Раньше кредиты наличными и карты можно было получить только в отделениях банка (всего их 163, точек продаж в сетях — 30000).

ХКФ-банк и «Ренессанс кредит» в 2011 г. закончили пилотные проекты по продаже кредитов наличными и кредитных карт в торговых сетях и с 2012 г. начали предлагать их масштабно, рассказали представители банков.

«Рынок потребительского кредитования в последние несколько лет показывал ровную динамику, тогда как сегмент кредитных карт и кредитов наличными бурно рос и развивался, поэтому многие игроки переключились на это направление, имея хороший канал дистрибуции в виде точек продаж в сетях», — объясняет член правления Альфа-банка Алексей Коровин. Решение предлагать в каждой такой точке максимально возможную линейку продуктов он считает абсолютно логичным и правильным: «Стратегически мы тоже видим для себя такое решение».

У ОТП на карты и кредиты наличными будет приходиться до 10% всего кредитования в магазинах, ожидает Васильев: «У банка есть обязательства по объемам выдачи перед партнерами-сетями, поэтому основной объем продаж в сетях все равно будет приходиться на классические POS-кредиты». Сейчас доля POS-кредитов в розничном портфеле ОТП-банка превышает 1/3.

ХКФ-банк переоборудовал 3000 точек продаж, чтобы клиенты могли получить там не только кредит на покупки, но и наличные, оформить кредитку и страховку. Еще около 1200 точек стали микроофисами ХКФ в торговых центрах. Новые виды кредитования в магазинах помогают «Ренессанс кредиту» диверсифицировать каналы продаж без капитальных затрат, сказал представитель банка.

«Потребительское кредитование в магазинах — это очень небольшая часть розничного рынка, и расцвет его остался далеко позади, — говорит Юрий Грибанов из Frank Research Group. — Сейчас это зрелый и высококонкурентный рынок, где тяжело занять значимую долю рынка и тягаться с лидерами».

Один из новичков — Московский кредитный банк (МКБ) решил свернуть выдачу целевых потребительских кредитов в торговых точках, так и не успев занять заметную долю рынка, рассказал менеджер крупного розничного банка и подтвердил партнер МКБ: «Нам сообщили, что по итогам III квартала банк решил свернуть это направление как невыгодное». На этой неделе соответствующий раздел исчез с сайта банка.

МКБ начал выдавать целевые кредиты в мае 2011 г., портфель вырос, но по сравнению с нецелевыми ссудами (25 млрд руб.) его объем меньше в разы, говорится в ответе пресс-службы банка на запрос «Ведомостей». Размер портфеля банк не раскрывает, добавляя лишь, что он «небольшой».

Стратегически более перспективное и доходное для банка направление — нецелевое потребительское кредитование, говорит президент МКБ Александр Николашин: с начала года портфель вырос почти на 70% — и банк может завоевать существенную долю этого рынка. «Для этого у нас есть все возможности, — считает Николашин, — большое количество корпоративных клиентов, сотрудникам которых логичнее предлагать нецелевые потребительские кредиты, а также развитая сеть».

Рынок POS-кредитования почти достиг насыщения, согласен Николашин. К тому же игроки опасаются выхода туда госбанков, что неминуемо изменит его, добавляет Грибанов, многие банки начали развивать нецелевое потребкредитование, особенно кредиты наличными, которые наиболее прибыльны для них.

С чего начать

Банки задумывали экспресс-кредиты в магазинах для формирования клиентской базы. Заемщикам, погасившим такой кредит, они предлагали взять следующий или даже присылали по почте кредитную карту.

Татьяна ВОРОНОВА, Наталия БИЯНОВА