Участники рынка факторинга готовятся к приходу Сбербанка

05.03.2010 03:34

В первом полугодии россий­ский рынок факторинга вырос почти на 80%. Ключевые тренды этого года — расширение продуктовой линейки, охват факторингом новых отраслей, а также снижение ставок — сформировались после выхода на рынок «ВТБ Факторинга». Следующим крупным событием станет приход Сбербанка, в его преддверии, как отмечают участники рынка, уже усилилась сегментация и распределение игроков по нишам.

Факторы роста

По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), в первом полугодии 2012 года внутренний рынок факторинга вырос более чем на 77%, лидер при этом сменился: «ВТБ Факторинг» вдвое нарастил свою долю и с показателем 23% рынка (с оборотом 138,6 млрд руб.) вышел на первое место. Прошлогодний лидер рынка Промсвязьбанк с показателем 18% рынка (оборот 105,7 млрд руб.

) занимает второе место, его доля сократилась на 2 п. п. по сравнению с прошлым годом.

После выхода «ВТБ Факторинга» с его доступом к дешевому фондированию и привлекательным ценовым предложением для традиционных клиентов данного сегмента финансового рынка — поставщиков торговых сетей — прочим участникам рынка факторинга пришлось искать клиентов из других отраслей. И частично рост рынка обусловлен именно расширением сфер работы и активным освоением факторинговыми компаниями клиентов, чей бизнес связан с промышленностью.

«В последнее время факторинг распространился на новые, ранее не охваченные отрасли — промпроизводство, логистику, строительство, бизнес топливо-заправочных компаний, сельхозпредприятия», — перечисляет директор департамента факторинговых операций НОМОС-банка Сергей Кушпелев.

Генеральный директор факторинговой компании «Санкт-Петербург» Полина Гуща в качестве причин роста рынка называет и ряд других факторов. Среди них ужесточение риск-менеджмента банков при предоставлении кредитных ресурсов (таким образом, при разности самих продуктов факторинг замещает собой некоторые виды кредитования), падение стоимости факторинга до уровня стоимости кредита (а в ряде случаев факторинг даже обходится клиенту значительно дешевле — особенно если учесть отсутствие дополнительных расходов, связанных с залогом), повышение информированности клиентов о факторинге, изменение некоторых стереотипов, приход в регионы.

Почем задолженность?

Стоимость услуг сейчас сильно зависит от параметров сделки, отраслевой специфики и объемов документооборота. «Реальная стоимость регресса — от 9% годовых и выше в зависимости от финансового состояния поставщика и его покупателей и срока отсрочки. При безрегрессном факторинге ставки определяются в индивидуальном порядке, но, как правило, они выше ставок регрессного на 2—3% годовых», — говорит заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами Санкт-Петербургского филиала Промсвязьбанка Станислав Краснов. «Стоимость может быть от 10 до 18% по регрессу и от 18 до 30% по безрегрессу», — приводит рыночный диапазон Полина Гуща. «Иногда имеет смысл переплачивать 1—2% годовых и получать более удобный сервис, например работу по электронному документообороту или финансирование без уведомления покупателей», — отмечает начальник службы маркетинга «ВТБ Факторинга» Владимир Ланев.

Сергей Кушпелев обращает внимание на общую тенденцию удорожания ресурсов на рынке. С другой стороны, подобно тому как выход «ВТБ Факторинга» спровоцировал снижение средних рыночных ставок, так и ожидаемый выход на рынок факторинга Сбербанка (с вероятно привлекательными ставками) может сдержать рост ставок или дать импульс к освоению новых ниш. Вместе с тем, отмечают участники со стажем, вряд ли вновь выходящий игрок (даже под известным брендом) сможет предложить сложные решения клиентам. «Выход на рынок Сбербанка станет проблемой для тех игроков рынка, которые ориентированы на предложение дешевого финансирования крупным поставщикам федеральных сетей (доля таких клиентов у факторинговых компаний около 66%)», — размышляет директор Санкт Петербургского представительства НФК Сергей Васильев.

На фоне растущей конкуренции снижается скорость принятия решений факторами. В зависимости от клиента и структуры сделки она может составлять от одного дня до двух недель. «Мы внедряем упрощенные процедуры установления лимитов для клиентов. Заработала программа оценки клиентов по скорингу. Плюс в банке открыты общие лимиты на торговые сети и крупные компании, что позволило существенно сократить и время рассмотрения заявок, и пакет документов, предоставляемых для открытия лимита поставщикам», — перечисляет нововведения Промсвязьбанка Станислав Краснов, добавляя, что в Петербурге Промсвязьбанк одобряет около 50% заявок клиентов на первоначально запрашиваемых условиях.

Средний срок оборачиваемости задолженности составляет 50—60 дней. При этом Сергей Кушпелев отмечает, что есть тенденция к увеличению сроков в связи с расширением спектра факторабельных отраслей.

Елена АНИСИНА

см.  Сбербанк России
, ВТБ