Творчество на триллион

30.07.2010 17:20

Дефицит бюджета может превысить официальный прогноз почти вдвое и достигнуть 1 трлн рублей. Заткнуть дыру будет сложно — доходы от приватизации могут оказаться ниже плана в 7 раз

В федеральном бюджете может не хватить денег на финансирование реального дефицита, предупреждают эксперты Центра развития Высшей школы экономики.

По закону о бюджете расходы в этом году должны превысить доходы на 521 млрд руб. Поступления рассчитаны исходя из цены нефти марки Urals в $97 за баррель (это прогноз Минэкономразвития). Но с этого года заработало бюджетное правило: для нефтегазовых доходов, которые бюджет может тратить, вводится цена отсечения — $91 (средняя цена за последние пять лет). Это означает, что все дополнительные нефтегазовые доходы должны зачисляться в резервный фонд, пока его объем не достигнет 7% ВВП (на 1 марта — 3,9% ВВП, или 2,6 трлн руб.

).

Разница в цене нефти в $6—373 млрд руб., такую сумму запланировано перечислить по итогам года в резервный фонд. Если прибавить эту цифру к запланированному дефициту и средствам, зарезервированным под исполнение госгарантий (около 60 млрд руб.), то реальный дефицит достигает почти 1 трлн руб., указывает Андрей Чернявский из Центра развития.

Но пока цена нефти опережает все официальные прогнозы — с начала года средняя цена барреля Urals достигла $111,7. Уже при среднегодовой цене в $110 дополнительные нефтегазовые доходы бюджета составят 700 млрд руб. и по итогам года резервный фонд пополнится на 1,07 трлн и достигнет 5,8—5,9% ВВП, подсчитал Чернявский. И это при дефиците около 1 трлн руб.

При принятии бюджета Минфин планировал покрыть дефицит за счет займов (606,5 млрд руб.) и доходов от приватизации (427,7 млрд), следует из пояснительной записки к закону о бюджете.

Министр финансов Антон Силуанов уже предупреждал, что его ведомство обеспокоено выполнением плана по доходам от продажи госактивов. В 2012 г. приватизация принесла рекордные 201,5 млрд руб. при плане в 300 млрд. Но в этом году большинство приватизационных сделок будет проводиться в форме допэмиссии компаний, которая не приведет к росту поступлений в бюджет, подчеркнул Силуанов, а первые сделки начнутся не ранее второго полугодия.

Предварительно поступления от приватизации в бюджет оценивались всего в 60 млрд руб., говорила в середине марта замминистра финансов Татьяна Нестеренко, но после совещаний о мобилизации доходов цифры могут быть пересмотрены. Минфин справедливо настаивает, чтобы все доходы от приватизации зачислялись в бюджет, говорил премьер Дмитрий Медведев: «Мы на эти деньги рассчитываем». В каждом случае решение будет приниматься отдельно, говорят чиновники.

Пополнение бюджета за счет продажи госактивов и предоставление средств компаниям через допэмиссию — две разные концепции, подчеркивает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева, каждая сделка индивидуальна. Например, ВТБ балансирует на грани нормативов ликвидности, поэтому возможна только допэмиссия (запланирована до осени. — «Ведомости»), говорит Цепляева. Но с большинства активов, оставшихся в программе, много не возьмешь, считает она: оценка поступлений в 60 млрд руб. выглядит реалистичной.

«В отличие от приватизации с программой заимствований все хорошо», — замечает Цепляева: опыт показывает, что чистые займы на 600—700 млрд руб. осуществляются без проблем. С этого года заработала система EuroClear, а это создает дополнительный спрос на внутренние займы, продолжает Цепляева: поэтому чистые займы в этом году могут составить 1—1,3 трлн.

Ситуацию усугубляет проблема с поступлениями НДС. По сравнению с проектировками бюджет получил меньше на 60 млрд руб., это около четверти дефицита за первые два месяца. Все дело в налоговых вычетах, объясняют налоговики.

Добавленную стоимость компании создают в течение 3—5 лет, а предъявляют вычеты одномоментно, что и произошло, объяснял руководитель ФНС Михаил Мишустин: они уже заявили к вычету НДС примерно на 1,5 трлн руб. Рост вычетов связан с освоением месторождений, прокладкой трубопроводов, модернизацией НПЗ, мегапроектами государства — строительством инфраструктуры для Универсиады в Казани, саммита АТЭС, Олимпиады в Сочи, следует из материалов ФНС.

К тому же оказались завышенными планы по сбору НДС: в законе о бюджете заложены поступления от внутреннего НДС в 3,7% ВВП против 3,02% ВВП по итогам прошлого года. Если поступления от НДС до конца года останутся на уровне января — февраля (2,64% ВВП), то за год бюджет недополучит 400 млрд руб., подсчитал Чернявский. Нестеренко оценивала недопоступления от НДС в более скромную сумму — 130 млрд руб.

Если план по займам будет выполнен полностью, по приватизации — хотя бы наполовину, а ситуация с НДС не улучшится, то дефицит бюджета может составить 600—700 млрд руб., или порядка 1% ВВП, говорит Чернявский. Ситуацию вряд ли можно назвать серьезной проблемой, рассуждает он: «Дело не в дефиците — сам бюджет как-то не очень квалифицированно составлен». Может быть три варианта решения проблем с расчетами по собираемости НДС и доходов от приватизации, рассуждает он: сокращать расходы, увеличивать займы или пересматривать бюджетное правило.

Расходы пока не сокращаются, а только растут. В ходе исполнения бюджета возникают дополнительные проекты, объяснял Силуанов: например, социальные (перинатальные центры, детские садики) или инфраструктурные (развитие Московского транспортного узла). На дополнительные потребности предстоит найти еще 500 млрд руб. Чтобы увеличить расходы, не нарушая бюджетное правило, нужно на ту же сумму нарастить ненефтегазовые доходы, напоминает главный экономист «ВТБ капитала» Максим Орешкин.

Надо выдержать бюджетное правило, предупреждает сотрудник Минфина: «Это стимулирует не буквально увеличивать финансирование, а работать с доходами творчески». Но источников для допдоходов мало, говорит другой чиновник: возможно, ради новых приоритетов придется экономить на утвержденных расходах.

Регионам не хватает

Из-за завышенных оценок налога на прибыль дефицит региональных бюджетов может по итогам года оказаться на 0,5% ВВП выше прогнозов, поэтому придется искать источники финансирования или сокращать расходы. Но майские указы президента Владимира Путина означают рост расходов регионов на 1% ВВП уже в 2013 г.

Маргарита ЛЮТОВА, Ольга КУВШИНОВА