Центр держит территории в напряжении

18.07.2010 18:27

Предвыборные обещания нагружают бюджетную вертикаль

Агентство Fitch Ratings сохраняет прогноз «Стабильный» по рейтингам российских регионов и городов, но фиксирует усиление давления на их расходы из-за предвыборных обещаний федеральных властей. Сложности с исполнением расходов на местах усиливаются на фоне бюджетной централизации — зависимость регионов от трансфертов из центра только растет.

В своем новом обзоре «Регионы РФ: стабилизация показателей на фоне усиления централизации» Fitch отмечает, что кредитоспособность российских местных и региональных органов власти сейчас поддерживается за счет умеренной долговой нагрузки, хороших операционных показателей и уверенности, что в случае кризисной ситуации федеральный центр обязательно придет на помощь.

Эта всегда существовавшая у губернаторов и мэров уверенность укрепилась из-за того, что именно федеральные власти в ходе последних парламентских и президентских выборов выдавали обещания, немалую часть которых придется выполнять территориям. Из-за этого, отмечает Fitch, операционные расходы регионов и муниципалитетов сейчас «находятся под давлением». Речь прежде всего идет о повышении заработной платы и расходов на здравоохранение, а также о новых тратах на строительство и эксплуатацию дорог.

Давление на расходы происходит на фоне усиления бюджетной централизации, которая неизбежно ограничивает финансовые возможности городов и регионов. Централизация проявляется в постоянном росте доли целевых трансфертов из центра — в основном на выполнение программ модернизации в здравоохранении и образовании. Этот процесс усиливается из-за обязательств по повышению зарплат работникам бюджетной сферы и создания региональных дорожных фондов.

Отметим, что, несмотря на прежние заявления премьера Дмитрия Медведева о необходимости обратного процесса — децентрализации полномочий, курс на укрепление «бюджетной вертикали» фактически закреплен в недавно одобренной правительством госпрограмме повышения устойчивости региональных и местных бюджетов. Подготовивший ее Минфин отмечает, что из-за неравномерности размещения налоговой базы по стране основным способом делить деньги более или менее поровну остаются межбюджетные трансферты. Ведомство полагает, что в разделе налоговых доходов между центром и регионами сейчас сложился относительный паритет (52% на 48%) и возможности для передачи на места новых отчислений от федеральных налогов «весьма ограниченны». Так что губернаторам стоит надеяться не на новые источники доходов, а на улучшение нормативного регулирования межбюджетных отношений.

Что касается долговой нагрузки российских регионов и местных образований, то она, по оценке Fitch, является умеренной — их совокупный прямой долг в 2012 году составлял 18% от общих доходов. В 2013-м по ожиданиям агентства этот показатель может вырасти на 10%. Это соответствуют темпам повышения операционных доходов, поэтому в относительном выражении долговая нагрузка останется стабильной. Впрочем, несмотря на среднюю умеренную нагрузку, долг среди субнациональных образований распределен неравномерно. Чистый долг (за вычетом доступных денежных средств) варьируется от нуля до отрицательных значений у городов и регионов с рейтингом BB+ и выше, но может достигать и 60% от операционных доходов в субъектах с более низкими рейтингами. Fitch предупреждает, что снижение доходов из-за падения цен на сырьевые товары или сокращение трансфертов из федерального бюджета в сочетании с ростом операционных расходов может обернуться для регионов пересмотром прогноза по рейтингам на «Негативный».

Вадим ВИСЛОГУЗОВ