ЦБ усмотрел в предложениях Минфина по борьбе с налом нарушение Конституции

12.02.2011 15:47

Введенное в начале этого года в Италии ограничение на расчеты наличными (покупки свыше 1000 евро должны оплачиваться по безналу) не сильно шокировало жителей этой страны. «Все-таки ежедневные траты совершаются на меньшие суммы, а у тех, кто покупает что-то дорогое, разумеется, есть карточка, как, впрочем, и у большинства нашего населения», — примерно так мне описывали ситуацию сами итальянцы.

Российские чиновники, вдохновившись итальянским примером (и не только итальянским, лимит в 1500 евро установила в прошлом году Греция), решили простимулировать безналичные расчеты и в нашей стране. Ведь в России доля наличных неприлично высока в сравнении с развитыми странами — более 25% от общей денежной массы, в то время как в Евросоюзе — 9%, в США — 7%. Весной появился разработанный Министерством финансов законопроект, который кажется даже более лояльным по сравнению с итальянским, так как обязывает оплачивать в безналичном порядке покупки на сумму свыше 600 000 рублей (это в основном автомобили и недвижимость). Вместе с этим документом Минфин представил и другой законопроект, предусматривающий обязательную установку POS-терминалов предприятиями розничной торговли, чей ежемесячный оборот превышает 2 млн рублей.

Готовящиеся революционные меры были анонсированы всеми СМИ, министр финансов Антон Силуанов рассказал о них на центральных телеканалах. И… наступило летнее затишье. В тексте проектов законов говорится, что они должны вступить в силу с 1 января 2014 года, однако из-за начавшейся межведомственной дискуссии документы застряли в правительстве. Против их принятия, по информации Slon, возражает Банк России. В письме за подписью первого зампреда ЦБ Георгия Лунтовского, направленном в Минфин (есть в распоряжении Slon), сказано, что ограничение размера расчетов наличными деньгами «не в полной мере соотносится с конституционными положениями».

«В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8). При этом на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (часть 1 статьи 74). По нашему мнению, устанавливаемое законопроектом ограничение размера расчетов наличными деньгами с участием граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, не в полной мере соотносится с данными конституционными положениями».

ЦБ усмотрел в идее Минфина и нарушение гражданского законодательства — введение запрета принуждает тех, кто собрался купить что-то крупное, заключать договор банковского счета. Кроме того, ЦБ пишет, что данное ограничение на расчеты наличными можно будет обойти путем дробления суммы покупки на платежи, не превышающие порогового значения. Приводить в пример опыт Италии и Греции некорректно, считают в ЦБ, так как страны несопоставимы по размеру территории, уровню развития регионов и степени проникновения банковских услуг. Последний аргумент ЦБ также приводит, высказывая свое недовольство вторым законопроектом, вменяющим магазинам в обязанность принимать к оплате карты.

Жесткая критика, которой ЦБ подверг документы Минфина, ставит под вопрос их принятие. Источник Slon в правительстве говорит, что дискуссию вынесут наверх, и решение будет принимать уже первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Рассмотрение законопроекта аппаратом правительства может вызвать очередной виток дискуссии в обществе; подзабытая, но модная тема даст журналистам повод для подготовки новых материалов на тему «нужно ли переводить население на карточки». Но что от этого изменится на практике? Ничего. Уже сами банкиры, которые, казалось бы, только выиграют от принятия таких мер через увеличение объемов эмиссии карт, признают, что такой обязаловкой мало чего можно добиться. Запреты в нашей стране, пусть не всегда и не везде, но все же обходятся. Оплату крупных покупок можно с легкостью разбить на части, а кто будет следить за установкой POS-терминалов в магазинах, вообще непонятно. К слову сказать, в Италии торговцы уже приспособились к нововведениям. «Узнав, что мою карту заблокировали и я не смогу ею расплатиться за товар на сумму выше 1000 евро, сотрудник итальянского магазина любезно согласился продать его за наличные и принес товар в отель, в котором я остановился», — такие рассказы о пребывании в Италии можно услышать сейчас.

Запретительные меры не работают без стимулирующих. По словам банкиров, самое простое, что могли бы сделать власти, — это, например, установить дифференцированные ставки налогообложения: магазины, принимающие карты, поощряются меньшим налогом. Но эффект от реализации такой инициативы, как и от многих ей подобных, не виден на коротком промежутке времени, а бюджет надо пополнять быстро.

Татьяна АЛЕШКИНА