ЦБ готовит себе помощников

25.06.2010 07:16

На финансовых рынках появится саморегулирование

В рамках создания мегарегулятора на финансовом рынке появятся саморегулируемые организации (СРО) для всех его участников. Рабочая группа при ЦБ уже подготовила соответствующий законопроект. Впрочем, введение института саморегулирования на финансовом рынке отнюдь не означает снижение надзора за его игроками со стороны ЦБ, в текущем виде проект наделяет СРО, скорее, вспомогательными функциями.

В конце прошлой недели ЦБ направил рабочей группе по созданию Международного финансового центра (МФЦ) свою версию общего законопроекта, касающегося создания саморегулируемых организаций сразу во всех сегментах финансовых рынков (есть в распоряжении «Ъ»). Согласно ему, создание СРО предусмотрено для всех участников рынка, в том числе тех, которые ранее их не имели: негосударственных пенсионных фондов (НПФ), страховых компаний и брокеров, обществ взаимного страхования, а также микрофинансовых организаций (МФО) и бюро кредитных историй (БКИ). Сейчас на финрынке отсутствует единообразие с точки зрения надзора, что приводит к регулятивному арбитражу между разными сегментами, пояснил собеседник «Ъ», близкий к ЦБ.

Разработка пакета документов в рамках создания мегарегулятора, частью которого является законопроект о саморегулировании, началась еще в конце 2012 года. Уже сегодня состоится публичное обсуждение законопроекта. «Документ уже доведен до той степени, в которой может быть направлен в Минфин, хотя, возможно, еще требует шлифовки в части взаимодействия участников рынка с надзорным органом»,— говорит источник «Ъ», близкий к ЦБ.

Законопроектом предусмотрено, что членство в СРО обязательно для финансовых организаций. В качестве стартового порога для образования СРО проект устанавливает присоединение к ней не менее 30% участников определенного сегмента финансового рынка. Стандарты работы, внутренние документы и условия членства компаний-членов СРО разрабатываются самой СРО и утверждаются в ЦБ. Реализация надзорных функций СРО будет осуществляться путем проверок членов СРО — плановых и внеплановых (по поручению ЦБ). При этом ЦБ будет следить за СРО путем инспекционного надзора (проверок) и анализа их отчетности. Кроме того, ЦБ может провести внеплановую проверку СРО по заявлению правоохранительных органов или членов самой СРО.

В качестве главного преимущества от введения института СРО опрошенные «Ъ» эксперты называют унификацию надзора за всеми финансовыми институтами. «У нас и сейчас есть перечень стандартов, однако их выполнение не носит обязательного характера»,— отмечает советник президента Национальной ассоциации НПФ Валерий Виноградов.

Однако, признавая необходимость института СРО на финансовом рынке, участники указывают, что проект ЦБ нуждается в доработке. «Одно из положений проекта касается обязательного вхождения в СРО как минимум 30% участников рынка, однако фактически это требование сейчас невыполнимо,— говорит президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров.— На данный момент из примерно 500 зарегистрированных управляющих компаний реально функционирует не более 200, остальные не ведут фактической деятельности, поэтому даже одной СРО набрать 30% участников будет затруднительно». Еще хуже обстоят дела со спецдепозитариями, которых на данный момент числится около 70, а активно действует не более пяти, добавляет он. В проекте есть нормы, требующие дополнительного обсуждения, отмечает президент НАУМИР Михаил Мамута. «Например, следовало бы более явно прописать разделение полномочий между СРО и ЦБ, а также вопросы, относящиеся к предмету их совместного ведения»,— продолжает он.

В неформальной беседе участники рынка еще более критичны: проект предполагает, что ключевые функции СРО будет выполнять ЦБ, они могут быть лишь передоверены СРО, что сводит их практическое значение к нулю. Однако у ЦБ и нет цели передать свои полномочия СРО. По словам источника «Ъ», близкого к ЦБ, ослабления надзора за счет введения СРО не произойдет, механизм саморегулирования будет лишь «вмонтирован» в единообразную систему надзора. Такой подход регулятора вполне оправдан. Как показал опыт работы на рынках, где есть СРО, этот механизм регулирования эффективен не всегда. Так, например, на рынке аудита СРО «НП «Гильдия аудиторов ИПБР»» в течение длительного времени из-за корпоративного конфликта фактически не действовала, а после проверки Минфину пришлось и вовсе исключить ее из реестра. Не произошло и первого привлечения аудитора к ответственности через СРО, за время процедуры исключения аудиторская компания «Аконт» успела добровольно покинуть СРО, избежав запрета на профессию. «Инструмент саморегулирования не подменяет надзорные функции и будет эффективен лишь при условии, что ЦБ, прокуратура и МВД будут ответственно подходить к своим обязанностям,— считает зампред комитета Госдумы по финрынкам Владислав Резник.— Только в этом случае удастся изменить ситуацию, сложившуюся сейчас на финансовом рынке, когда отдельные его сектора практически не регулируются».

Ольга ШЕСТОПАЛ