Сухов: «Случаев дискриминации наших банков за рубежом не было»

13.06.2010 00:18

После присоединения к ВТО Россия готовится к вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Процесс переговоров должен завершиться к 2014 году, сообщил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. О том, какое влияние на банковский сектор окажет вступление в ОЭСР, Slon рассказал зампред ЦБ РФ Михаил Сухов.

— К каким изменениям стоит готовиться банкам после вступления России в ОЭСР?

— Процесс вступления России в ОЭСР достаточно длительный, он идет уже несколько лет и продолжится в следующем году. Организация руководствуется рядом документов — кодексами, в рамках которых комитеты ОЭСР и ведомства Российской Федерации проводят оценку состояния дел.

Мы исходим из преемственности тех обязательств, которые взяла на себя РФ в рамках вступления в ВТО в части банковского сектора. В этой связи в этом году была отменена одна из административных мер, связанная с необходимостью получения дочерними банками иностранных банков согласия на открытие филиалов в РФ. Данная мера не соответствовала условиям вступления как в ВТО, так и в ОЭСР. В рамках вступления в ОЭСР предполагается привести условия инвестирования в банковский сектор в соответствие с требованиями кодекса транспарентности. С этой целью необходимо перенести в банковское законодательство условия деятельности иностранных банков, в частности, запрет на открытие филиалов.

— Это ведь та договоренность, которая была достигнута при вступлении России в ВТО, в чем разница?

— В рамках ОЭСР требование транспарентности является самостоятельным, хотя содержание запрета на открытие филиалов продолжает ставиться на обсуждение. При вступлении в ВТО можно договориться о том, что делать, а что не делать, а в рамках ОЭСР должны быть устранены все двусмысленные моменты в законодательстве. Сейчас законодательство допускает возможность принятия Банком России порядка открытия филиалов. Но этот порядок не принят, поэтому филиалы не создаются. Такое регулирование не соответствует стандартам ОЭСР, поэтому будет принят порядок, который лишит Банк России таких полномочий.

— Что будет изменено в части инвестиций в банковский сектор?

— При вступлении в ОЭСР предполагается принятие дополнительных мер по либерализации инвестиций. К их числу относится отмена трехлетнего запрета на выход учредителей из состава участников банков, предусмотренного банковским законодательством. Данное условие не соответствует общепринятой практике с точки зрения ограничения по срокам ликвидации инвестиций. Несмотря на то что оно не является дискриминационным в отношении нерезидентов, в настоящий момент готовится законопроект об отмене этой нормы, который в равной степени затронет как резидентов, так и нерезидентов. Для всех инвесторов это скорее знак к тому, что их намерения могут быть реализованы в любой момент.

— Получат ли иностранные банки преференции с точки зрения их регулирования?

— Предполагается не применять требование о взаимности, которое состоит в следующем. Теоретически надзорный орган может применять определенные меры реагирования к «дочкам» иностранных банков, работающим здесь, в случае, если и к российским банкам за рубежом применяются дискриминационные санкции. На практике не было случаев, когда бы такие меры применялись органом банковского надзора в России, как и не было случаев дискриминации наших банков за рубежом, требующих вмешательства. Кодекс ОЭСР не предполагает применения данного принципа. Поэтому подготовлен законопроект, не предполагающий применение принципа взаимности в отношении банков из стран, с которыми у РФ имеются договоренности по этому вопросу, в том числе и в рамках ОЭСР.

— А если предположить, что надзорные органы в будущем применят санкции к нашим банкам за рубежом? Получается, что ответить мы не сможем.

— Любой банк является объектом банковского надзора, и поэтому его деятельность может быть объектом надзорных действий в рамках стандартных задач регулирования отрасли. Надзорные органы во всем мире стараются не защищать или нападать, а сотрудничать на трансграничной основе. По национальному признаку в странах ОЭСР никто не сможет дискриминировать российский банк, даже если кто-то условно предположит, что европейский или американский банк станет объектом надзорных действий в РФ. Поэтому мы не можем допускать в рамках международных договоренностей асимметрии в таких вопросах. Тем более что не было серьезных оснований для подобного рода беспокойства.

— Будет ли у Банка России официально сформулированная позиция по вопросу вступления России в ОЭСР? И затронет ли этот процесс регулирование отдельных показателей банков?

— Мы вместе с другими ведомствами участвуем в переговорах, законопроекты разрабатываются при нашем участии. Наша цель — сделать так, чтобы условия доступа на рынок и деятельность инвесторов не были дискриминационными или нарушающими условия бизнеса в России. Если говорить о регулировании собственно показателей банковской деятельности, например уровня достаточности капитала и других, то это относится к компетенции других международных организаций, в частности Базельского комитета.

Беседовала Татьяна АЛЕШКИНА