Ставки по автокредитам могут упасть

26.03.2013 03:05

Причина — в долгосрочном снижении потребительского спроса

Падение ставок по автокредитам началось в январе; сейчас темп ускоряется. Но потребителю рано радоваться. Падение затронуло не все кредитные продукты, а лишь долгосрочные. По наиболее популярным трехгодичным автокредитам ставки никакого желания упасть пока не проявляют. Кроме того, в долгосрочный кредит обычно берут дорогостоящие автомобили, а они не экономичны. Тем не менее, есть шанс, что к концу года ставки на все виды автокредитов серьезно упадут.

По состоянию на 25 февраля 2013 года по сравнению с 25 января средняя ставка по программам автокредитования на 6 и 7 лет снизилась на 0,73% и 0,78% соответственно. Сегодня за долгосрочные автокредиты российские банки просят соответственно 20,3% и 10,2%. Долгосрочные автокредиты начали дешеветь еще в январе, но сейчас темп снижения ставок по ним заметно ускорился и достиг наибольших значений за последние 12 месяцев.

По краткосрочным автокредитам-на 1—3 года-ситуация иная. В феврале удешевление оказалось незначительным; всего 0,23%. Сегодня средняя плата за краткосрочный автокредит составляет 17,47% годовых. Однако, осенью прошлого года она зашкаливала за 18%, так что снижение все же есть. Причем сильнее всего краткосрочные автокредиты дешевели в январе (на 0,3%). По среднесрочным автокредитам-на 3—5 лет-ставки не меняются. Уровень 19,7—20,0% стоит, как влитой.

Не сезонность ли это? Нет, поскольку сезонное падение ставок на автокредиты случается обычно глубокой осенью-в ноябре. После новогодних праздников и в преддверии весны желание купить или поменять автомобиль у потребителей наоборот просыпается. Однако, нынешний сезон стал исключением: осенью ставки упали незначительно, зато сейчас темп падения ускоряется.

Производители и продавцы автомобилей связывают происходящее с серьезным (уже на 7% против обычных сезонных 3,5—4%) падением спроса. В 2012 году действовал фактор удовлетворения отложенного из-за кризиса спроса. Теперь он кончился: кто хотел купить машину, сделал это в прошлом году, пусть даже и осенью. Новой волны спроса на авто не наблюдается, да ей и неоткуда взяться. Трехгодичная динамика соотношения инфляции и темпа роста зарплат (инфляция: +19%, зарплаты: +15%) говорит о том, что накопить на первый взнос и выплаты по автокредиту людям стало сложнее. Да и вкус к потреблению дорогостоящих товаров длительного пользования это соотношение отбивает.

Конечно, банки будут сопротивляться до последнего, о чем и говорит «замораживание» ставок по среднесрочным кредитам. Но для сегмента дорогих машин, продаваемых в долгосрочный кредит и для мало популярных краткосрочных кредитов движение налицо.

Можно посоветовать желающим приобрести автомобиль в кредит подождать. Когда банки убедятся, что весенний всплеск спроса оказался незначительным, они всерьез задумаются над снижением ставок по всему спектру автокредитов. К осени трехгодичный автокредит под 14% годовых может стать реальностью, как это было в 2007-м.

Павел ЧУВИЛЯЕВ