СМП Банк выстраивает ипотеку

24.08.2010 18:41

РБК daily стали известны подробности стратегии развития ипотеки банка «Северный морской путь» (СМП Банк), принадлежащего братьям Ротенбергам. До конца текущего года банк поставил довольно амбициозную задачу: увеличить объем ипотечного портфеля вдвое, до 7,5 млрд руб. Кредитная организация сможет достигнуть задуманного, если предложит рынку интересные ставки, говорят эксперты.

По информации СМП Банка, за последние три года его ипотечный портфель вырос в разы ― с 500 млн до 3,5 млрд руб. в начале 2013 года. Чтобы достичь таких результатов в банке пришлось фактически с нуля выстроить работу по выдаче ипотечных кредитов.

Эту задачу решала директор ипотечного кредитования Наталья Коняхина, которая пришла курировать это направление в июле 2011 года.

«До этого я работала в банке «ДельтаКредит», который специализируется как раз на выдаче ипотеки. Мне было интересно посмотреть, насколько можно перенести опыт монобанка на универсальный банк», ― рассказывает г-жа Коняхина. В «ДельтаКредите» она проработала семь лет, придя в 2004 году на должность специалиста отдела продаж. В последние четыре года своей деятельности в банке она занимала должности руководителя группы отдела продаж, руководителя ипотечного центра, а в марте 2008 года она стала региональным директором банка в Центральном федеральном округе.

Когда Наталья Коняхина пришла в СМП Банк, ипотека в нем была практически в зачаточном состоянии, хотя ее и планировалось развивать. Тогда в основном выдавались кредиты по программам АИЖК. «В банке пытались обучить ипотечным продажам простых операционистов, но должного эффекта это не принесло, ― рассказывает Наталья Коняхина. ― Ипотека ― довольно сложный и тяжелый продукт, и условия по нему следует обсуждать в приватной обстановке».

С ее приходом в СМП Банке стали выстраивать ипотеку заново: в банке открыли специализированный ипотечный центр и выделили персональных менеджеров-консультанов, которые бы могли вести клиента от первого контакта до завершения сделки. Сейчас там работает четыре таких консультанта, но в этом году их число планируется увеличить до десяти.

Кроме этого банк разработал и внедрил собственные ипотечные продукты: на приобретение новостройки и вторичного жилья. Вместе с этим в кредитной организации централизовали андеррайтинг заемщиков (многоуровневая процедура оценки банком вероятности возврата или невозврата ипотеки или запрашиваемой суммы). Теперь в регионах специалисты банка лишь готовят документы, а решение ― выдавать кредит или нет ― принимается в московском офисе.

В этом году банк планирует удвоить ипотечный портфель. Г-жа Коняхина делает ставку на регионы и на сокращение сроков выдачи ипотеки. «Основной приток ипотечных клиентов в Москве, но у банка довольно широкая филиальная сеть, поэтому ей следует воспользоваться. Мы весь прошлый год обучали и в этом году продолжим обучать региональных менеджеров тому, как правильно выстраивать взаимодействие с партнерами ― риэлторами и застройщиками, ― говорит Наталья Коняхина. ― Также мы хотим сократить до трех дней оформление ипотеки». Кроме всего этого г-жа Коняхина делает большую ставку на мотивацию персонала.

Участники рынка считают, что СМП Банк имеет все возможности достичь запланированных показателей. «Спрос на ипотечные кредиты в России имеет устойчивые тенденции к росту. Динамика рынка в текущем году, скорее всего, будет носить менее интенсивный характер по сравнению с 2012 годом, однако говорить о стагнации ипотечного рынка в целом пока оснований нет», ― рассуждает заместитель начальника управления развития ипотечного кредитования Райффайзенбанка Алексей Попович.

«Банк ставит довольно амбициозную задачу, ― считает председатель правления Инвестторгбанка Виталий Глевич. ― Если им будут позволять фондирование и они смогут предложить рынку более выгодные ставки, тогда достичь запланированных показателей им удастся».

Наталья СТАРОСТИНА

см.  СМП Банк