Скачок на бюджет

07.07.2010 08:09

Путин признал, что замедляющаяся российская экономика может снова потребовать поддержки из бюджета

Экономика России остывает, показатели скачут, признал Владимир Путин. Чтобы запустить рост, власти могут снова задействовать бюджет или даже монетарные рычаги, не исключил президент на фоне обещаний правительства придерживаться «жесткой, долгосрочной и предсказуемой бюджетной политики». Эффективность госрасходов как источника роста не подтверждается, а монетарные меры стимулирования — «загадка», сетуют экономисты.

Экономический рост в России замедляется, в течение года показатели скачут, промышленное производство и приток инвестиций «затухают», заявил президент Владимир Путин на профильном совещании.

Возможности стимулирования экономики за счет повышения спроса исчерпаны, констатировал он.

В начале 2012 года ВВП России в годовом исчислении показывал рост в 4,9%, а в ноябре обрушился до 1,2%.

«Окончательных цифр за декабрь пока нет, возможно, они окажутся более обнадеживающими, но результаты ноября вселяют определенное беспокойство», — признал президент.

Согласно оценкам Минэкономразвития, ВВП по итогам 2012 году должен вырасти на 3,5%.

Вклад в замедление российской экономики внесли как внутренние (среди них засуха), так и внешние факторы. Когда в конце года лидеры еврозоны смогли выработать решения по преодолению долгового кризиса, рынки впали в панику, вызванную ожиданиями «фискального обрыва» в США, сказал Путин. «Сейчас многие засады преодолены уже, пройдены, но опыт показывает, что наступившее затишье может оказаться лишь временным, и мы к этому тоже с вами должны быть готовы», — отметил он.

Пресс-служба президента опубликовала сообщение о вечернем совещании одновременно с выступлением премьер-министра Дмитрия Медведева на Гайдаровском форуме. «Основная цель правительства на ближайший период — обеспечить переход на траекторию устойчивого экономического роста, во всяком случае не ниже 5% ВВП», — заявил он. Этот ориентир — 5—6% — был обозначен и Путиным в послании Федеральному собранию.

Но в следующем году Минэкономразвития ожидает 3,6%, а при неблагоприятном стечении обстоятельств — 3—3,2%.

В 2014—2015 годах Россия может выйти на темпы роста ВВП чуть более 4%, но для этого нужны будут «серьезные преобразования», в том числе корректировка бюджетного правила, сказал в среду замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. Ранее ведомство предлагало снизить размер Резервного фонда с 7% до 5% ВВП для высвобождения инвестиционных ресурсов, в том числе на инфраструктурные проекты.

Но Медведев первой из семи экономических задач правительства назвал «жесткую, долгосрочную и предсказуемую бюджетную политику», снижение инфляции и повышение эффективности госрасходов.

Вторая главная задача — развитие инфраструктуры.

Среди других направлений отмечены повышение мобильности трудовых ресурсов, улучшение делового климата, создание условий для развития образования и здравоохранения, повышение инвестиционной привлекательности регионов и углубление интеграции России в мировую экономику.

Инвестиции стоило бы направлять в первую очередь на дорожную и коммунальную инфраструктуру, говорил накануне и Путин. Деньги могут быть найдены за счет сокращения неэффективных госрасходов, считает он. Еще один источник — Фонд национального благосостояния. Ранее было решено направить 100 млрд на инфраструктурные проекты. Решать, какие проекты будут окупаться, должна управляющая компания — Росфинагентство.

Дополнительно Путин поручил проанализировать, «действительно ли в текущей ситуации меры в этом направлении исчерпаны, или, наоборот, на фоне европейской рецессии имеет смысл еще немного простимулировать спрос мерами бюджетной или монетарной политики».

Стимулировать рост за счет наращивания госрасходов и спроса при ненефтегазовом дефиците в 10,6% ВВП нецелесообразно, считает министр финансов Антон Силуанов. По его словам, бюджет не источник инвестиций, а средство выполнения социальных обязательств. «А мы увлеклись прямым финансированием инвестпроектов, — отметил он. — Надо переориентировать бюджетные расходы — на каждую копейку бюджетную привлекать 5—10 копеек частного капитала».

Одной из центральных тем совещания у президента было частно-государственное партнерство, говорит источник «Газеты.Ru», знакомый с ходом консультаций по вопросам финансовой политики.

«Существует позиция, ориентированная на предсказуемость бюджетной политики и увеличение доли инвестиций в ВВП за счет улучшения бизнес-климата. Альтернативная концепция предполагает стимулирование роста в том числе госинвестициями, в частности в инфраструктурные проекты», — рассказал он. Но анализ работы российских фондов развития за пять лет, в том числе инвестфонда, показал отсутствие значимых результатов с точки зрения стимулирования экономики, отметил источник.

По его данным, по итогам совещания президент в целом поддержал курс на жесткую бюджетную политику.

Речь идет о двух концепциях — бюджетной консолидации или стимулировании экономического роста за счет увеличения государственных расходов; финального решения в данной дискуссии нет, говорит директор Центра структурных исследований Института Гайдара Алексей Ведев. Монетарные меры стимулирования роста он называет «загадкой». Приток, например, иностранных инвестиций может обеспечить не снижение, а повышение ставки рефинансирования, заметил экономист, напомнив о последнем решении ЦБ оставить базовую ставку неизменной.

Но роста ставки ЦБ, очевидно, недостаточно для привлечения инвестиций в страну, считает председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин. Кроме того, увеличение ставки обычно является ответом на повышение уровня инфляции, напомнил он.

Екатерина КАРПЕНКО