Шоковое воздействие

27.08.2011 01:34

Россия — страна недооцененных инвестиционных возможностей, инвестиционного потенциала. Есть два обстоятельства, которые позволяют сделать этот вывод.

Во-первых, Россия — одна из немногих стран в мире с быстро растущими рынками. Потребительский рынок, инвестиционный рынок в РФ ежегодно растет на 5—7%. Не случайно в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума по потенциалу внутреннего рынка Россия в текущем году заняла 7-е место из 140 стран.

И вторая особенность — это огромные внутренние сбережения.

По объему внутренних валовых национальных сбережений Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Доля валовых национальных сбережений составляет около 30% ВВП. При этом хочу напомнить, что их использование — это только 2/3 от этого потенциала. На инвестиции мы тратим примерно 20% ВВП.

Одна из причин этого разрыва хорошо известна: недостатки инвестиционного климата. И это на сегодняшний день ключевой фактор. Сегодня Россия так же, как и другие страны, участвует в глобальной конкуренции за привлечение прямых иностранных инвестиций. Не могу сказать, что мы сильно отстаем в этой гонке. Известно, что по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций Россия входит в десятку мировых лидеров. Правда, занимает там девятое место и из стран BRICS уступает Китаю и Бразилии.

В прошлом году мы вышли на уровень $53 млрд прямых иностранных инвестиций. Напомню, что в Китае примерно в два раза больше — $116 млрд.

Тем не менее эта цифра нас не может удовлетворить. Мы сегодня на рынке прямых иностранных инвестиций занимаем всего лишь чуть больше 3%. И, конечно, одна из причин — все тот же самый инвестиционный климат. Мы хорошо знаем оценки. В рейтинге Всемирного банка Doing Business мы занимаем 112-е место. В других рейтингах, может быть, наша позиция получше. Скажем, в рейтинге KPMG в этом году мы заняли 4-е место из 19 развитых и развивающихся стран, уступив Индии, Китаю и Мексике. «Евромани» дает нам 60-е место из 187 стран.

Но дело, безусловно, не в рейтинге. Дело в понимании того, что по ключевым факторам — таким как таможенное администрирование, регулирование в строительстве, присоединение к электросетям — мы, безусловно, находимся во второй сотне. По параметру скорости, по параметру количества документов, по параметру стоимости этих операций мы входим во вторую сотню. По другим параметрам, чувствительным для бизнеса, — таким как регистрация предприятий, регистрация прав собственности, налоговое администрирование — у нас картина на фоне других стран несколько лучше. Мы занимаем примерно от 40-го до 60-го места в мире.

В этом отношении для нас было очень поучительным, я бы даже сказал, оказало шоковое воздействие обследование, которое провел Всемирный банк на субнациональном уровне. Почему? Потому что мы обнаружили, что даже при той нормативно-правовой базе, которая существует в стране, у нас есть огромный разрыв между регионами по качеству инвестиционного климата.

Если взять разрешение на строительство: Сургут — 150 дней, Тюмень — 448 дней. То есть разница в три раза. Если брать по такому показателю, как подключение к электросетям, то в Кемерове, Перми, Самаре, Ростове-на-Дону — это 6—7 процедур. В других городах, как правило, это 9—10, до 12 процедур, т. е. в два раза больше. Это означает, что даже при существующей нормативной базе есть очень большие резервы для улучшения ситуации в стране в части инвестиционного климата. Залог успеха здесь, безусловно, во взаимодействии с бизнесом, в привлечении экспертов, в том числе международных. Мы здесь, я бы сказал, не просто открыты, а где-то навязчивы. Я надеюсь, что такая совместная работа приведет нас к успеху.

Андрей Белоусов

В 1981 г. окончил экономический факультет МГУ им. Ломоносова. Доктор экономических наук. С 1986 по 2006 г. работал в Институте экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР / Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. В 2000—2006 гг. — генеральный директор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. С 2000 г. — внештатный советник председателя правительства РФ. В 2006—2008 гг. — замминистра экономического развития и торговли РФ, замминистра экономического развития РФ. С 2008 по 2012 г. — директор департамента экономики и финансов правительства РФ. С мая 2012 г. — министр экономического развития РФ.

Андрей БЕЛОУСОВ

Автор — министр экономического развития РФ