Шесть типичных случаев пропажи денег с банковских карт

09.10.2012 07:19

В последнее время все больше читателей «РБК.Личные финансы» в своих отзывах жалуются на участившиеся случаи пропажи денег с зарплатных карт. Размер банка вовсе не гарантирует, что деньги с банковской карты не исчезнут. Мы собрали наиболее типичные случаи и попросили банкиров разобраться в ситуации, а юристов — дать нашим читателям советы, как защитить свои права в подобных ситуациях.

Мастер-банк: Длинный тормозной путь

«Пришли смски о снятии денежных средств в размере 100 тысяч рублей. При этом в момент снятия денежных средств банковская карта находилась при мне.

Несколькими последовательными операциями в короткий промежуток времени (8 минут), пока я дозванивался в банк с целью заблокировать карту, деньги были похищены со счета. Хочу отметить, что уже с заблокированной карты, а также в момент дозвона в банк, произошло еще 3 попытки снятия денежных средств, которые были отклонены. На момент написания заявления в банк денежные средства еще не были списаны с моего банковского счета, а находились в статусе авторизации. Тем не менее, банк в течение нескольких дней списал их с моего счета. На момент написания отзыва от банка пришло письмо о невозможности отмены транзакций. Москва».

Как пояснила адвокат юридической компании «Хренов и Партнеры» Анна Бурдина, в данном случае защита прав гражданина затруднена, поскольку непонятно, кто виноват. «В данном случае следует одновременно обращаться как в банк с письменным требованием о возврате незаконно списанных денежных средств, так и в органы внутренних дел с соответствующим заявлением о факте хищения денежных средств», — советует адвокат.

По ее словам, по общей практике банк рассматривает такое заявление в течение 1—3 месяцев и отказывает в восстановлении денежного баланса, который имелся до списания, поскольку отсутствуют виновные действия банка в совершении операции по выдаче наличных из банкомата с вводом пин-кода карты, совершения покупок с вводом того же пин-кода. Ответственность за сохранность банковской карты, неразглашение пин-кода возлагается на ее держателя, а не на соответствующий банк.

Официальных комментариев по этой ситуации от банка «РБК.Личным финансам» получить не удалось.

Связной банк: Испорченный отпуск

«Пользуюсь услугами банка связной не так давно, а уже влетел на кругленькую сумму. Мой банковский счет был заморожен и с него выведены все деньги. Я позвонил в службу поддержки. На вопрос, куда пропали мои деньги, однозначного ответа я не получил. Оператор ответил, что никаких проблем не видит и с моим счетом все в порядке, но по техническим причинам он заблокирован. Все последующие операторы твердили, что мне необходимо приехать в ближайший банк с паспортом и все проблемы решат там. Но ближайший банк находится от меня в 1500 км, а я в отпуске и отпуск полностью испорчен».

Независимый финансовый советник Наталья Найденкова советует в ситуациях, аналогичной этой, следовать предельно простой последовательности действий:

1. Позвонить в банк и заблокировать счет
2. Собрать доказательства своей невиновности (письменное заявление свидетелей с указанием даты, времени, места вашего нахождения, номер карты, которую вы им предъявили, их паспортные данные и роспись, распечатка разговоров с телефона, полученное смс- уведомление и т. д.)
3. Если деньги украдены с пластиковой карты, сообщаете об этом полиции, в том числе и за рубежом, т. е. фиксируете факт правонарушения и получаете в его подтверждение справку.
4. В банке пишете заявление, указываете операции, которые оспаривает (заявление о несогласии). Прикладываете собранные доказательства. Банк начинает расследование. Срок до 180 дней.
5. В случае отказа банка в возврате средств обращайтесь в суд по месту вашего места жительства, но сначала взвесите все за и против.

Альфа-банк: Деньги были украдены прямо в банкомате при отделении банка

«В августе оформил потребительский кредит, который досрочно был погашен. Сегодня получил смс о задолженности по кредитной карте, которая была выдана для вноса наличных в банкомат для оплаты кредита. На «горячей линии» операторы ничего внятного объяснить не смогли, переключая раз пять друг на друга. Каково же было мое удивление, когда оператор банка уже в отделении сообщила мне, что с данной карты была снята сумма 2500 руб. наличными в этом же отделении, причем никаких смс о снятии денег также мне не приходило, сделали распечатку и развели руками. Вадим Цахес, Санкт-Петербург».

Как пояснили нам в пресс-службе Альфа-банка, на момент расследования был установлен факт компрометации карты клиента. В итоге банк вернул оспариваемую сумму на счет клиента. Подобные проблемы в Альфа-банке решаются централизованно, но должно быть подтверждено, что клиент ни при чем, тогда деньги вернут.

ЮниКредит банк: Сняли деньги с неактивированной карты

«Оформлял потребительский кредит. Вместе с ним оформили дополнительную кредитную карту, которую выпустили и сообщили, что она лежит в отделении банка на Парке Победы (СПб). Я решил ее оставить там. Позже я обратил внимание, что моя не полученная кредитка из статуса «Не активна» стала «Активна» и на ней уже не 51 тыс. руб., а 3 тыс. 653 руб. Как оказалось, кто-то взял из отделения кредитную карту, взял ее pin-код, активировал и в самом же отделении из банкомата начал снимать денежные средства. Санкт-Петербург»

По словам адвоката А. Бурдиной, при рассмотрении дел о пропаже средств с карты суд принимает позицию банка и отказывает в удовлетворении требования о взыскании незаконно списанных денежных средств. Единственным возможным способом возврата банком денежных средств является одновременная доказанность: хищения денежных средств в рамках уголовного дела и сообщение в банк о хищении и блокировке банковской карты, в таких случаях, суд удовлетворяет заявление о возврате списанных средств после сообщения держателя карты о хищении и блокировке.

ВТБ 24: Опасная тенденция

«У меня с их карты исчезли 6 тыс. руб., в офисе показали, что их сняли в несколько операций через Омск, Москву и даже Сан-Франциско. Понятно, что это мошенничество. После расследования банк отказался вернуть деньги, так как все реквизиты были введены верно. Карту никому не давали, в интернете не расплачивались. На днях точно такая же история случилась с нашими родителями, только с их карты исчезли уже 30 тыс. руб., как такое возможно? Реквизиты знают только в банке, доверия больше нет ни к банку, ни к пластиковым картам. Соня Журавец, Санкт-Петербург»

Чтобы избежать подобных ситуаций, управляющий директор Optima Infosecurity (Группа Optima) Неманья Никитович рекомендует как можно реже использовать карту в интернете. «Вы никогда не можете быть уверены в совершенстве систем информационной безопасности в банке», — говорит эксперт, отмечая при этом, что при выборе банка лучше отдавать предпочтение тем из них, кто внедряет максимально современные системы информзащиты.

Как пояснили нам в банке, этот случай не остался без внимания специалистов ВТБ 24. Также банк приводит простые правила, которые помогут уберечь клиентов от неприятностей:

— Подключить СМС-информирование
— Вводить ПИН-код так, чтобы его не видели посторонние люди.
— Не передавать карту третьим лицам.
— В случае утраты карты нужно немедленно ее заблокировать.
— Если вам позвонили с мобильного телефона и представились сотрудником Call-центра банка, не предоставляйте никакой информации, особенно полный номер Вашей карты, ПИН-код и CVV-код (он указан на обратной стороне Вашей карты).
— Установить на компьютер антивирус и регулярно обновлять его базы.

Возрождение: дебетовая карта ушла в минус

«Я владелец дебетовой карты банка Возрождение, на которую перечислялась заработная плата. Полтора года назад на эту карту перестала переводиться заработная плата, других поступлений и платежей с этой карты за последующий период не было. Сейчас мне поменяли эту карту по истечении срока действия. Проверив баланс, я обнаружил сумму минус 1067 рублей. После обращения в офис мне сказали, что это плата за услугу смс-оповещение. Получается, что эта услуга оказывалась мне в кредит, что недопустимо с дебетовой картой. Александр Мендельэль, Волжский»

Как пояснили нам в пресс-службе банка «Возрождение», ситуации, подобные описанной автором отзыва, рассматриваются на основе письменных заявлений клиентов, а также обращений, полученных на официальный адрес электронной почты. Иными словами, если клиент считает, что произошло не санкционированное им списание средств с его счета в банке «Возрождение», ему необходимо обратиться в банк с соответствующим заявлением. Банк проводит служебное расследование, включающее подробный анализ первоначального заявления клиента о предоставлении ему услуги банка и операций, совершенных с помощью карты к которой относится карта.

В данном конкретном случае средства были возвращены на счет клиента через неделю после поступления жалобы.

Алина ЕВСТИГНЕЕВА, Марат СЕЛЕЗНЕВ