Счетная палата: большой кризис маловероятен, но риски есть

24.06.2012 19:08

Резкое падение мировых цен на нефть и повторение в ближайшем будущем в России кризиса 2008—2009 гг. представляется маловероятным, заявил, выступая на пленарном заседании Госдумы, глава Счетной Палаты РФ Сергей Степашин. Но в то же время, по его словам, существуют «системные риски», которые могут помешать решению основных задач социально-экономического развития страны.

По словам С. Степашина, необходимо наращивать влияние России на динамику цен на нефть и газ. К способам такого влияния глава Счетной палаты отнес дальнейшую диверсификацию рынков и маршрутов транспортировки нефти и газа, улучшение качества экспортируемой нефти, а также организацию биржевой торговли нефтью и газом с расчетами в рублях.

«Мы нефтяная и газовая страна. Почему мы должны кому-то подыгрывать, а не диктовать свои правила? Время, я думаю, для этого пришло», — отметил С. Степашин.

Однако только зарабатывать на нефти и газе мало. Нужно еще правильно использовать нефтегазовые сверхдоходы. Напомним, что, в соответствии с действующим Бюджетным правилом, все «дополнительные» доходы от экспорта углеводородного сырья предполагается направлять в Резервный фонд, наращивая его размер до тех пор, пока он не достигнет уровня в 7%. Согласно оценке Министерства финансов России, это произойдет не ранее 2017 г.

«Такой консервативный подход оправдан, если в последующие годы действительно произойдет резкое ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры. В обратном случае такое накопительство может оказаться чрезмерным», — отметил С. Степашин.

Глава Счетной Палаты также подчеркнул необходимость повышения доходности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Между тем внесенным в Госдуму проектом бюджета планируется снижение данного показателя с 1,8% в 2011 г. до 0,8% в 2013 г.

Еще хуже то, что направляемые в Резервный фонд средства, по сути, будут изъяты из экономики, тогда как они могли бы быть использованы для финансирования дефицита бюджета.

«В результате будет продолжаться увеличение государственного долга, а расходы на его обслуживание должны увеличиться к 2015 г. до 508 млрд рублей, что сопоставимо с расходами на образование… Одновременно будут увеличиваться внутренние заимствования, которые в следующем году превысят 1,2 трлн рублей», — отметил С. Степашин.

Еще один вариант возможного использования дополнительных нефтегазовых доходов — инвестиции в реальный сектор экономики России, без опережающего роста которых, по словам главы Счетной палаты, невозможно решение системных задач по повышению конкурентоспособности национальной экономики, созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, увеличению доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Между тем в 2013 г. рост этот предполагается поддерживать за счет увеличения капиталовложений контролируемых государством транспортных и энергетических компаний. А это, по словам С. Степашина, чревато новым скачком инфляции.

«Основным источником финансирования данных инвестиций будет опережающее увеличение тарифов на товары и услуги данных компаний. Опыт лета этого года, когда были «разморожены» тарифы естественных монополий, показывает, сколь огромное влияние они оказывают на темпы инфляции и, что самое главное, рост цен для всех наших сограждан. Между тем уже сейчас внутренние цены на природный газ для промышленных потребителей в России выше, чем в США», — отметил глава Счетной палаты.

Впрочем, наибольшие риски в сфере межбюджетных отношений С. Степашин связывает с реализацией майских указов президента РФ Владимиру Путина, направленных на реализацию дополнительных мер государственной политики в сфере здравоохранения, образования, науки и демографической политики. На эти цели проектом бюджета предусмотрено выделение дополнительных дотаций регионам в размере 100 млрд рублей, что, однако, покроет лишь около трети дополнительных расходов регионов. «Характерным примером является Республика Бурятия, в которой я недавно был в командировке. На реализацию указов президента данному региону потребуется в 2013 г. более 4 млрд руб., а федеральная дотация на данные цели должна составить чуть более 700 млн руб. С учетом этого дефицит бюджета Республики оценивается в сумму более 4,6 млрд руб.», — отметил С. Степашин.

Глава Счетной палаты призвал обратить особое внимание на необходимость обеспечения сбалансированности бюджетов наиболее проблемных регионов и прежде всего на сокращение их долгового бремени за счет обеспечения рефинансирования их задолженности перед федеральным бюджетом.

Напомним, что ранее эксперты международного рейтингового агентства Standard & Poor’s (S&P) выступили с прогнозом о том, что в 2013 г. могут начаться дефолты регионов России. Уже в следующем году госдолг регионов вырастет как минимум в полтора раза, считают в S&P. По данным Минфина, на начало года госдолг субъектов составлял 1,171 трлн руб., при этом в 19 регионах он был выше 50% доходов.

«В следующие несколько лет муниципалитеты будут вынуждены активно занимать, им нужно будет привлекать все больше средств с рынка», — говорит директор направления «Региональные и муниципальные финансы» S&P Борис Копейкин. Причем темпы роста заимствования будут увеличиваться: если в следующем году регионы займут 500 млрд руб., то в 2013 г. — не менее 700 млрд руб. Из-за этого некоторые регионы могут столкнуться с угрозой дефолта.

В половине российских регионов не будет хватать средств на выплату зарплат, предупреждают в S&P. «В такой ситуации власти обычно отказываются от расходов, которые можно сократить, в первую очередь от капитальных», — объясняет Б. Копейкин. Однако из-за изменения законодательства таких возможностей все меньше.

Выросла доля капитальных расходов, которые финансируются целевыми средствами и не могут быть использованы на что-то еще. Половина резервов, которые можно было сократить, уже резервами не являются. «Если не случится чуда с нефтяными ценами или Федерация не изменит своей политики по делегированию расходов регионам без предоставления существенной помощи, проблемы будут у многих», — резюмируют в S&P.