Сбербанк открывает средний бизнес

21.08.2012 13:38

Главой этого направления станет Вадим Юрьев

Сбербанк намерен усилить свое присутствие в сегменте среднего бизнеса — для этого в структуре банка создается специализированный департамент. Как стало известно «Ъ», его возглавит экс-зампред правления Номос-банка Вадим Юрьев. Главная задача, которую госбанк ставит перед ним,— превращение Сбербанка в основной банк для компаний среднего и крупного бизнеса, чтобы каждая из них пользовалась как можно большим числом продуктов банка.

О том, что бывший зампред правления Номос-банка, курировавший розничный блок и работу с малым бизнесом, Вадим Юрьев, возглавит департамент среднего и крупного бизнеса Сбербанка «Ъ», рассказали источники на финансовом рынке. Господин Юрьев покинул Номос-банк на фоне сделки по поглощению Номос-банка ФК «Открытие» в конце прошлого года (см. «Ъ» от 7 декабря 2012 года).

Информацию о приходе Вадима Юрьева в Сбербанк «Ъ» подтвердил зампред правления Сбербанка Андрей Донских. «Сейчас идет процесс оформления документов,— сообщил он.— И вскоре он присоединится к нашей команде». По его словам, новая вакансия образовалась, поскольку в рамках совершенствования системы управления Сбербанком было принято решение выделить сегмент по работе со средним и крупным бизнесом в отдельный департамент. Вадим Юрьев будет подчиняться непосредственно Андрею Донских. «У нас амбициозные планы по развитию этого направления,— пояснил «Ъ» господин Донских.— Основной задачей Вадима Юрьева будет разработка новых продуктов и построение обновленной системы продаж». Вадим Юрьев вчера отказался от комментариев.

К сегменту крупного и среднего бизнеса в Сбербанке относят компании с выручкой от 400 млн до 15 млрд руб. На 1 января 2013 года объем его кредитного портфеля для таких клиентов составлял 2,06 трлн руб.

Хотя в Номос-банке Вадим Юрьев преимущественно занимался развитием розницы, у него был опыт работы и с корпоративными клиентами. «В Номос-банке Вадим Юрьев также занимался средним и малым бизнесом и курировал развитие сети, поэтому функционал на новом месте работы не будет для него новым, и я уверен, что он сможет достигнуть намеченных целей»,— говорит вице-президент Номос-банка Дмитрий Вечканов. Кроме того, Вадим Юрьев занимался работой с корпоративными клиентами в разное время в Альфа-банке и Росбанке.

По мнению экспертов, желание Сбербанка усилить свои позиции в сегменте крупного и среднего бизнеса вполне понятно. «У банка есть большая филиальная сеть и дешевое фондирование, что дает ему серьезное конкурентное преимущество в работе с компаниями малого бизнеса, для которых важна территориальная близость банка, и с крупнейшими клиентами, поскольку обеспечить сопоставимые условия кредитования в масштабах их бизнеса способны, пожалуй, лишь госбанки и крупные иностранные банки, заметно снизившие свою активность в корпоративном кредитовании в последнее время,— отмечает собеседник «Ъ», близкий к Сбербанку.— В сегменте среднего бизнеса явного преимущества у Сбербанка нет: пока здесь основную роль играют личные взаимоотношения между кредитным менеджером и клиентом — господину Юрьеву будет необходимо перестроить эту систему, сделать ее более технологичной». Но потенциал развития этого направления у Сбербанка есть, отмечают эксперты. «Его основной задел — обширная клиентская база,— говорит предправления Меткомбанка Павел Логинов.— У многих компаний есть счета в Сбербанке, но они не пользуются его кредитными продуктами, есть множество частных счетов директоров и владельцев предприятий, которые в то же время открывают счета своих фирм у конкурентов. Их всех можно трансформировать в клиентов нового департамента». Задача сделать Сбербанк основным банком для компаний среднего и крупного бизнеса, чтобы каждая из них потребляла как можно больше его продуктов, и стоит перед Вадимом Юрьевым, рассказывает источник «Ъ», знакомый с планами Сбербанка.

Впрочем, несмотря на объективные преимущества, которые может использовать Сбербанк в работе со средним и крупным бизнесом, есть и сдерживающие факторы для развития этого направления. «Прорывного роста кредитования в этом сегменте от Сбербанка ожидать вряд ли стоит,— уверен аналитик Moody’s Евгений Тарзиманов.— Росту помешает не слишком высокая достаточность капитала (Н1) Сбербанка». На 1 марта Н1 составил 12,8%, снизившись за год почти на 1,9 процентных пункта. «Мы ожидаем рост в этом сегменте по системе за год на уровне 10%: вряд ли Сбербанк сможет расти выше рынка»,— говорит он.

Александра БАЯЗИТОВА, Ксения ДЕМЕНТЬЕВА

см.  Сбербанк России