Рубль против барреля

07.07.2011 18:38

Бюджет России впервые не привязан к текущим ценам на нефть

Проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку правительство внесло в Госдуму строго в обозначенные законом сроки. Главная новация в нем — «теперь объемы государственных обязательств, долгосрочных инвестиционных программ не привязаны к текущей цене на нефть», сказал в своем видеоблоге премьер-министр Дмитрий Медведев.

Речь идет о новом бюджетном правиле. При планировании госказны в этот раз ориентировались не на прогноз нефтяных цен на ближайшие три года, а на среднюю стоимость за несколько предыдущих лет. В 2013 году базовой будет считаться цена барреля за пятилетний период, в 2014-м — за шесть лет, в 2015-м — за семь лет. В перспективе этот показатель вырастет до 10 лет.

На 2013 год цена установлена в 91 доллар за баррель, на 2014-й — 92 доллара, в 2015 году — 93 доллара. Если стоимость нефти превысит базовую цену, избыток доходов отправится в Резервный фонд. Возможен и обратный вариант. Все это и придает бюджету особую уверенность. Как сказал премьер-министр, сейчас бюджет сформирован с запасом прочности и устойчивости.

«Только с таким бюджетом, и это мое твердое убеждение, — подчеркнул Медведев, — можно пройти сложный период, сохранив тот жизненный уровень наших людей, который был достигнут за последние годы. Тем не менее этот бюджет остается социальным, его приоритет — выполнение социальных обязательств перед гражданами. И это абсолютная правда: мы ничего не сняли. Но нынешний бюджет — это не только социальные обязательства, он дает возможности и для роста, сообразно текущей ситуации, конечно. Поэтому обязательно продолжится и модернизация экономики, и ее диверсификация, ее изменение. Нам действительно нужно потихонечку уходить от нефтегазовой зависимости, и мы это будем делать».

Новый бюджет «РГ» обсудила с руководителем Экономической экспертной группы Евсеем Гурвичем.

— Евсей Томович, в чем, на ваш взгляд, заключается особенность развития российской экономики в ближайшие три года и как это учитывается в проекте бюджета?

— Во-первых, наша экономика вошла в новую фазу развития. Устойчивая тенденция опережающего (по сравнению с ВВП) роста бюджетных доходов, которая с перерывом на кризис наблюдалась в последние годы, меняется на противоположную.

До сих пор, за исключением кризисного 2009 года, доходы росли в процентах от ВВП как за счет повышения цен на нефть, так и увеличения собираемости налогов, что было обусловлено быстрым ростом экономики. Но в этом году доходы в процентах от ВВП останутся практически на уровне прошлого года, а со следующего года начнется их снижение.

Отчасти это связано с тем, что в 2013 году прогнозируется снижение цены на нефть, а в последующие два года она будет оставаться стабильной. Кроме того, не будет расти сам объем добычи нефти — значит, удельный вес этого сектора будет сокращаться. Замедляется и импорт, который до сих пор является надежным источником бюджетных доходов.

Вторая особенность состоит в том, что в проекте бюджета отчасти нашли отражение принятые раньше решения по масштабной госпрограмме вооружений, которые требуют серьезного увеличения расходов, а также принятые социальные обязательства по пенсионному обеспечению. В такой ситуации, когда снижаются доходы и появляются дополнительные расходные обязательства, простые решения состояли бы в том, чтобы увеличивать дефицит бюджета либо — повышать налоги.

— Но ведь на это не пошли?

— Стратегическое решение состоит в том, что ни повышения дефицита, ни увеличения налогов не будет ни на ближайшие три года, ни позже. Это было четко зафиксировано еще в предвыборных статьях президента и в бюджетном послании.

Более того, начиная со следующего года, мы возвращаемся к жесткой бюджетной дисциплине, восстанавливается действие бюджетных правил. Предусмотрено, что расходы бюджета должны основываться не на ожидаемой цене на нефть, а на ее среднем за много лет значении. Такой подход значительно снижает зависимость бюджета и всей экономики от колебаний конъюнктуры нефтяного рынка.

Вписаться в жесткие бюджетные правила и одновременно обеспечить выполнение принятых обязательств было непросто. Но правительству удалось решить эту труднейшую задачу. 2013—2014 годы будут переходными, но уже к 2015 году мы выходим на выполнение бюджетных правил в полной мере. Бюджет становится практически сбалансированным. Цена этого решения — достаточно жесткая экономия, на протяжении двух ближайших лет расходы будут оставаться в реальном выражении на одном и том же уровне и расти только на величину инфляции.

— Так за счет чего тогда можно обеспечить выполнение обязательств, предполагающих рост расходов?

— Общий подход должен состоять в том, что надо наращивать эффективность расходов. Резервы для этого есть. И многие из них уже назывались. Это госзакупки, из-за неэффективности которых, по оценке экспертов, мы теряем до триллиона рублей в год.

Сейчас в системе госзакупок планируются масштабные изменения. Сравнение с другими странами показывает, что у нас низкая эффективность использования средств при строительстве дорог, других госинвестиций. Правительство приняло программу повышения эффективности расходов, в которой заложены новые стимулы для бюджетополучателей. Любые расходы должны теперь увязываться с эффектом, который обеспечат такие траты.

Надо добиться, чтобы повышение зарплат в бюджетном секторе обеспечивалось повышением производительности труда. Кстати, сейчас по числу занятых в бюджетном секторе на тысячу населения мы превосходим и развитые страны, и государства, сопоставимые с нами по объему экономики. В то же время общая численность экономически активного населения уже со следующего года будет сокращаться — на 0,3—0,4 миллиона человек в год. И чтобы дефицит рабочей силы не стал фактором, сдерживающим развитие экономики, можно использовать такой резерв, как сокращение избыточной занятости в бюджетном секторе.

— Повышение зарплат в бюджетном секторе, как это было обещано ранее, в проекте заложено?

— На федеральном уровне планируется повышение зарплат преподавателям высшей школы. Что касается повышения оплаты труда в других секторах образования, а также здравоохранения, то это относится к региональным бюджетам. Перед ними поставлена сложная задача. И каждому региону придется составлять напряженные бюджеты, искать источники повышения эффективности и внутренние резервы за счет отказа от менее приоритетных трат. Но это задача не одного года. Ведь одновременно надо менять сами механизмы финансирования отраслей и конкретных организаций, создавать стимулы, чтобы высокие зарплаты соответствовали уровню квалификации специалистов, их работе.

— Проект бюджета уже готов, а пенсионная реформа — в стадии обсуждения. Может, надо было немного задержать проект бюджета, но предусмотреть в нем планы по пенсионной реформе?

— В идеале, действительно, было бы более логично сначала принять решение по пенсионной реформе, а потом по бюджету. Но я не думаю, что это так принципиально. Потому что пенсионная реформа должна быть рассчитана на десятилетия.

Сейчас обсуждается ее стратегия до 2030 года. И самые серьезные меры в пенсионной сфере способны заметно повлиять на величину расходов только в перспективе. А срочные расходы на пенсии прогнозируются достаточно хорошо и не будут существенно зависеть от решений, принятых в рамках пенсионной реформы: заметное повышение пенсий, в полтора раза, было произведено в 2010 году, а снижения расходов на пенсии не произойдет.

Справка «РГ»

Доходы бюджета в 2013 году ожидаются в размере 12,8 триллиона рублей, расходы — в размере 13,3 триллиона рублей. Объем ВВП в 2013 году прогнозируется на уровне 66,5 триллиона рублей.

Беседовала Елена КУКОЛ