Розница неожиданно стала хитом банковского рынка в 2012 году

20.01.2013 07:59

Розница — это безусловный хит банковского рынка 2012 г. Мало кто ожидал столь резвого восстановления после кризиса рынков POS-кредитования (в точках продаж), ипотеки, потребительского кредитования и масштабного наращивания депозитов физических лиц. По итогам этого года вполне можно ожидать прироста более 50% по большинству направлений банковской розницы, а по кредитным картам и ипотеке — до 70%. Подобные цифры не удивляли бы до кризиса, но еще год назад даже оптимисты называли прирост в 30% почти фантастикой. Только в I квартале этого года было эмитировано более 200 млн кредитных и дебетовых карт. Основной объем операций, около 78%, — это до сих пор снятие наличных; однако прогресс налицо: двумя годами ранее эта доля составляла 87%.

Ведущие банки и банки второго эшелона одинаково рьяно взялись за ускоренное привлечение депозитов, выдачу кредитных карт и развитие сетей банкоматов и интернет-банкинга.

Даже традиционно корпоративные и кэптивные банки выходят на рынок работы с физлицами и запускают новые программы. Особенно привлекательным сегмент розницы выглядит на фоне стагнации корпоративного банкинга: бизнес старается минимизировать долговую нагрузку в том числе из-за негативных ожиданий, боязни пресловутой второй волны кризиса.

В сегодняшних условиях «физики» фондируют «физиков»: весь прирост кредитной активности для частных заемщиков фактически соответствует приросту депозитов населения. В принципе, это объясняет и ставки по депозитам в размере 11 и 12%: даже при таких дорогих пассивах кредитование физлиц будет рентабельным. Есть ли в этом риск — для всей банковской системы (о чем предупреждает регулятор и некоторые аналитики), для вкладчиков, для отдельных крупных банков?

По состоянию на 1 июля портфель кредитов физическим лицам достиг 6,4 трлн руб., а доля в общем кредитном портфеле — 21%. Даже с учетом существенного замедления кредитования корпоративных клиентов и малого бизнеса доля розницы сможет достичь четверти кредитного портфеля не раньше чем в конце 2013 г. Масштаб розничного кредитования и относительно всей банковской системы, и относительно доходов населения в нашей стране пока что далек от критических уровней.

Еще важнее то, что в рознице гораздо выше процентная маржа и запас прочности с точки зрения очень больших ставок размещения, покрывающих даже высокую потенциальную просрочку. В условиях дорогого фондирования именно розница дает возможность банкам зарабатывать. Все это вроде бы очевидно, однако почему-то быстрый рост именно розничного кредитования всегда приводит к тому, что ряд экспертов начинает волноваться и бить тревогу.

На самом деле в случае реализации кризисного сценария именно ситуация в среднем бизнесе, который в нормальных условиях считается хорошим заемщиком и кредитуется под 12—15%, может больнее ударить по банкам, чем такие «ненадежные» физлица, кредитующиеся по ставкам в несколько раз выше. Так что пусть уж лучше растет розничное кредитование, чем банки будут замыкаться в своих же собственных инвестиционных и строительных проектах или играть с ценными бумагами.

Угроза финансовой устойчивости есть, пожалуй, в двух случаях. Первый — дорогая депозитная база растет существенно быстрее, чем разворачиваются кредитные программы. То есть рост доходных розничных активов не успевает за ростом дорогих пассивов. В таком случае у банка возникают процентные ножницы, и можно упустить точку невозврата, когда менеджмент потеряет контроль над ситуацией, а банк уйдет глубоко «в минус». Второй случай — небольшой корпоративный банк (или еще хуже того — чистый кэптивный банк) слишком быстро и внезапно выходит на рынок кредитования физлиц без достаточной инфраструктуры и хорошего риск-менеджмента. В розницу необходимо приходить готовыми — с кадрами, ИТ, методиками оценки рисков и правильными технологиями.

Конечно, неблагоприятный макроэкономический сценарий может привести к ухудшению платежной дисциплины заемщиков-физлиц, хотя, еще раз повторюсь, — не более драматичному, чем ухудшение финансового состояния малого и среднего бизнеса. Тем более что, как показал опыт последнего кризиса, государство прежде всего поддерживает крупнейшие компании и обеспечивает стабильность занятости населения. И в 2008—2009 гг. просрочка в рознице выросла не так сильно, как ожидали те, кто пугал резким ухудшением ситуации.

Павел САМИЕВ

Автор — заместитель гендиректора рейтингового агентства «Эксперт РА»