Розничный «коллекшн» на Украине после кризиса

13.12.2010 16:33

Начавшаяся осенью 2008 года «великая рецессия» радикально изменила «долговой» ландшафт большинства развитых стран мира. Если в России эта трансформация прошла незаметно, то на Украине это отразилось даже больше, чем на США или на какой-либо другой стране.

Причина была простая — рынок недвижимости на Украине рос более высокими темпами, чем где-либо в мире. Цены на недвижимость ежегодно увеличивались на 20—30%. В 2008 году в стране 90—95% ипотечных и автокредитов было номинировано в валюте.

Отток капитала с развивающихся рынков привел к тому, что деньги из Украины вывели практически все западные игроки.

Массовое снятие депозитов последовало в связи с девальвацией и банкротством трех крупных государственных банков. Розничное кредитование было остановлено где-то с сентября — октября 2008 года и восстановилось только в конце 2010 года. Залоговое кредитование было остановлено осенью 2008 года и не восстановилось до сих пор. Гривна девальвировалась на 60%.

Если средний ипотечный кредит на Украине был 100 тыс. долларов, а зарплаты остались гривновые, то средний ежемесячный платеж по индустрии вырос у клиентов от 60% до 100%, потому что многие банки еще подняли процентные ставки.

Индекс украинской биржи (но биржей это назвать сложно) потерял 84,7% от своего максимального закрытия. Мне кажется, даже в 30-х годах американская биржа не теряла 84% буквально за 3 месяца.

Объем «плохих» долгов

По всему банковскому сектору было выдано порядка 15—16 млрд долларов ипотечных кредитов, из них на сегодня в просрочке «360+» находится 8 млрд долларов.

По беззалоговым кредитам — 73%, из них находится в просрочке «180+». Нужно учесть, что беззалоговые кредиты, естественно, были краткосрочные, поэтому они быстрее погашаются.

В кризис выяснилось, что легковые машины — максимально ликвидный объект, стоимость их в долларах практически не упала. Более того, возврат залогов по автокредитам был в 2—3 раза выше, чем по ипотеке.

Зато два других сегмента — грузовой автотранспорт и земля — продемонстрировали почти 100%-ю потерю ликвидности.

В чем специфика рынка кредитов по грузовым машинам? Например, по кредиту для МСБ в залоге находилось 25 грузовиков. Что обычно частный собственник делает, когда одна из машин сломалась? Он ее разбирает, а запчасти переставляет на другую, с нее — на следующую и т. д. Когда через пару лет банк хочет забрать залог, выясняется, что у заемщика есть 5 машин, которые ездят где-то по Украине, и 20 рам с ржавыми болтами, которые какую-то стоимость, наверное, имеют, но не для банка, потому что остатки грузовика перевезти дорого и не рентабельно.

По земле ситуация другая. Земельный рынок просто был «перегрет» настолько, что после начала кризиса стоимость земли упала в 7—8 раз. С другой стороны, сейчас для бизнеса инвестиции в землю не имеют экономического смысла.

Артур АТАНОВ

По материалам выступления на конференции «Управление проблемной задолженностью», 27—28 сентября 2012 года, Москва

Таблицу к статье можно посмотреть на сайте источника.