Россию сделают финансовой державой с помощью рейтингов

25.05.2010 05:35

По замыслу Минфина в рамках создания МФЦ Россия по финансовым показателям через пять лет догонит Европу, а Москва опередит Стокгольм и Париж

Минфин подготовил и согласовал «дорожную карту» (есть в распоряжении «Известий») по созданию международного финансового центра и улучшению инвестиционного климата в России. Содержание «карты» уже направлено в аппарат правительства, и, чтобы она стала руководством к действию для министерств и ведомств, нужно лишь распоряжение премьера Дмитрия Медведева. Из контрольных показателей следует, что уже через пять лет страна по инвестиционному климату станет вровень с продвинутой Европой, а столица оставит позади большинство конкурентов из развивающихся стран, включая и Шанхай.

Разработанный Минфином план мероприятий содержит 66 пунктов, среди которых, например, упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг, введение мотивированного суждения в банковской сфере, развитие биржевых паевых инвестиционных фондов и уточнение регулирования акционерных соглашений. Большинство пунктов плана так или иначе давно обсуждается в профессиональной среде банкирами, юристами и финансистами и сводится к принятию того или иного законодательного акта.

Совсем недавно (в октябре этого года) Дмитрий Медведев выражал надежду, что принятие «дорожной карты» по созданию в Москве международного финансового центра (МФЦ) ускорит развитие финансовой индустрии.

Однако отношение большинства министерств к принятию документа граничит с равнодушием. Как следует из сопроводительного письма (есть в распоряжении «Известий»), ни заинтересованные министерства, ни ЦБ, ни столичное правительство замечаний и предложений в Минфин не представили. Учитывая, что уровень контрольных показателей, по которым будет оцениваться достижение результата, весьма амбициозный, такая позиция выглядит странной.

Для контроля выбрано девять показателей: три страновых рейтинга от большой рейтинговой тройки, место в рейтинге Всемирного банка Doing Business по доступности кредита, место в рейтинге международной конкурентоспособности от World Economic Forum и четыре индекса, ранжирующих мировые столицы.

Самым легким для исполнения кажется, как ни странно, резкое улучшение доступности кредита (с 98-й позиции Doing Business до по крайней мере 19). Этот показатель демонстрирует лучшую динамику в последнее время, полностью зависит только от решений федеральной власти. А догонять по этому показателю надо Кыргызстан, Гондурас, Гватемалу и Кению с Замбией (эти страны уже достигли уровня первой двадцатки), поэтому задача не выглядит невозможной.

Изменение суверенных рейтингов должно вывести Россию из нижней части рейтингов инвестиционного уровня. Например, рейтинг России по S&P сейчас — BBB. Уже в 2014 году эта рейтинговая компания должна присвоить России рейтинг не ниже A-, а в 2018-м A+. Если смотреть на нынешних и потенциальных соседей, то такое движение означает путь от уровня Болгарии, Латвии и Багамских Островов в группу, где сейчас расположились Китай, Израиль, Япония и Саудовская Аравия.

По мнению экспертов, задача совсем непростая. Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система», говорит, что в нынешней ситуации такое стремительное повышение рейтингов практически невозможно.

— Россия продемонстрировала, что берет на себя во время кризиса поддержку ведущих компаний страны в объеме, который очень трудно предсказать. К тому же экономика остается ориентированной на экспорт сырья, а ситуация с ценами очень нестабильна, малопредсказуема и в значительной степени зависит от действий спекулянтов, — считает он. — Поэтому, учитывая консерватизм агентств после массированной критики за действия до мирового кризиса, такие ожидания роста суверенного рейтинга выглядят нереально.

Комментируя планы продвижения России в рейтинге конкурентоспособности (с нынешнего 66-го места до как минимум 29-го), Ярослав Лисоволик, главный экономист Deutsche Bank в России, дипломатично отметил, что любые усилия центральной власти в этом направлении можно только приветствовать.

А Евгений Надоршин напоминает, что для того, чтобы двигаться вверх в этом индексе, благих пожеланий правительства и даже полного выполнения его обещаний может и не хватить.

— Есть важные составляющие — например, те, что относятся к инновациям или к уровню конкуренции, где важна готовность частного бизнеса откликнуться на предоставленные возможности. Почему предполагается, что надо только создать условия для конкуренции и картина сразу измениться. Никто всерьез не проверял — может, за 20 лет бизнес привык к нынешней ситуации и после отмены барьеров и не захочет ничего менять.

И совершенно невероятной выглядит выполнение планов Минфина по перемещению по «городским» рейтингам. Например, в Global Financial Centers Index (Минфин запланировал до 2018 года перемещение с 64-го места до 14-го) уже в следующем году должны обогнать Рим и Монако, в 2014-м — Пекин и Стамбул, в 2015-м — Стокгольм и Париж, а в 2018-м обогнать Шанхай и подпереть снизу Франкфурт. Такие чудеса нереальны по двум причинам. Во-первых перемещения городов внутри индекса достаточно консервативны — чаще всего города перемещаются на 1—3 позиции, максимум шесть строчек. Исключение составляет лишь 2009 год, когда выстрелили азиатские города. Например, Пекин поднялся на 29 позиций за год.

Для Москвы «дорожная карта», к сожалению, ничего революционного не предлагает. Речь идет о создании долгосрочной транспортной стратегии Москвы, включающей создание IT-сервисов для общественного транспорта, популяризацию экологически чистого транспорта, развитие пешеходных зон и велодорожек, мультиязычную навигацию по всему городу. Кроме того, в планах правительства — упрощенные процедуры получения виз для высококвалифицированных специалистов-иностранцев, признание зарубежных профессиональных сертификатов, приведение учебных заведений и учреждений здравоохранения к международным стандартам и т. д.

Как пояснил гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов, важной составляющей рейтинга Global Financial Centers Index считается мнение бизнеса.

— В опросной части речь идет не о фактах, а о впечатлении, — подчеркнул он. — Здесь нужна серьезная программа по маркетингу, брендингу Москвы. Отменить часть административных барьеров, возможно, будет проще и быстрее, чем изменить сложившиеся за годы стереотипы зарубежного бизнеса по поводу российской столицы.

Пузанов отметил, что показатели в международных рейтингах должны рассчитываться, исходя из концепции развития города. Между тем Москва — единственная столица, до сих пор не имеющая собственной стратегии. Документ о развитии города до 2025 года, разрабатываемый Высшей школой экономики и Российской академией народной хозяйства, до сих пор не утвержден мэрией. По словам эксперта, есть риск, что ради скачка в рейтингах Москва начнет улучшать отдельные показатели, не понимая, что должно получиться в итоге.

Сергей КАШИН