Росфинагентство будет управлять российскими «копилками»

18.11.2011 19:08

Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять в первом чтении законопроект о создании и принципах работы Росфинагентства, который был предложен правительством. Оно станет выполнять функции компании, управляющей российскими «копилками»

Законопроект о создании Росфинмониторинга подразумевает внесение изменений в Бюджетный кодекс России. Правительство намерено учредить специальное агентство в форме ОАО, целью которого будет управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Также Минфин будет вправе привлекать Росфинагентство для работы с долговыми бумагами России. Агентство будет уполномочено размещать, выкупать, обменивать и погашать госбумаги, а также выплачивать по ним доход. Функция учета выпуска госдолга тоже отойдет к агентству.

В законопроекте прописано, что правительство или уполномоченный им Минфин будут формировать инвестиционную декларацию для Росфинагентства в отношении доверительного управления средствами ФНБ. При этом агентство будет вправе передавать средства фонда в управление иным специализированным финансовым организациям.

Как пишет BFM.Ru, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния были сформированы 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на две части. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению. В случае недостаточности нефтегазовых доходов, то есть при падении цены на нефть на мировом рынке, средства фонда могут быть направлены на покрытие бюджетных расходов.

ФНБ представляет собой часть средств федерального бюджета, также подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета ПФР.

Сегодня средствами обоих фондов управляет Минфин, который вправе делегировать в ряде случаях свои функции Центробанку.

Такое ведомство, как Росфинагентство, необходимо для эффективного управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, считает заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников.

По его мнению, тот факт, что государство решило навести порядок в управлении этими средствами и что происходит их концентрация в одних руках — факт положительный. Он отмечает, что в Минфине и ЦБ тех специалистов, которые имеют опыт работы на фондовом рынке сейчас меньше, чем их будет в новом ведомстве.

«С таким размазыванием невозможно получить высокую доходность»

«Характер рынка постоянно меняется, и для работы с большим объемом денег нужен не просто опыт, а очень свежий опыт», — говорит Верников. По его словам, чиновники в принципе не могут показывать эффективного управления средствами, и это особенно актуально в переломные моменты рынка. «Чиновники, как правило, не склонны даже к разумному риску и боятся принимать решения. Типичная психология чиновника не выявлять «активы роста», а «размазать» вложения по как можно большему числу инструментов для подстраховки. С таким размазыванием невозможно получить высокую доходность», — добавляет он.

Наличие специализированного оператора по управлению средствами обоих фондов позитивно скажется на эффективности управления средствами, повысит доходность операций и снизит риски их размещения, считает директор департамента розничного кредитования Русстройбанка Михаил Лазаренко. По его мнению, наличие единого центра управления средствами позволит государству быстрее реагировать на изменение рыночной ситуации.

Специальное ведомство для работы с деньгами Резервного фонда и ФНБ не нужно, не соглашается с коллегами первый заместитель председателя правления Ланта-банка Вячеслав Волков. По его словам, улучшение координации между Минфином и ЦБ и возможная корректировка в распределении функционала между этими ведомствами решили бы вопрос и без создания специализированной организации по управлению средствами обоих фондов.

Существующая законодательная база позволяет исполнительной власти распоряжаться накопленными средствами без необходимости раскрытия информации о том, как же этими средствами управляют, отмечает ведущий аналитик компании «Альпари» Михаил Крылов.

Он добавляет, что не каждая торговая стратегия продолжает приносить прибыль после раскрытия информации о ней, а именно это может и ожидать новую структуру после того, как инвестиционная декларация Росфинагентсва станет известна на рынке.

Еще один минус от создания новой структуры специалист видит в том, что у государства не останется других способов вывода рынка акций из затяжной депрессии, кроме бюджета и валютных резервов: «В середине этого года, во время обвального падения фондового рынка, от победы «медведей» спасла лишь готовность ВЭБа поддержать фондовый рынок, как он это и делал в 2009 году. Если бы не ВЭБ, российский бюджет в конце 2009 года недополучил бы 43 млрд рублей процентного дохода от кредита банку из средств ФНБ на поддержку рынков капитала», — считает Михаил Крылов.

За счет чего будут прирастать активы фондов

На протяжении всей истории существования российского фондового рынка все работающие на нем специалисты жаловались на тот фактор, что в России не хватает ценных бумаг, в которые можно было бы доходно и относительно безрисково инвестировать государственные средства. И сейчас перечень ликвидных активов неширок, кроме того, он еще и сужается вследствие кризиса как в еврозоне, так и на всем мировом рынке.

Государству целесообразно расширить перечень активов доступных к инвестированию средств фондов, и в первую очередь это должно происходить за счет инвестиционных проектов внутри страны, считает Михаил Лазаренко.

По его мнению, это могут быть как большие инфраструктурные проекты по строительству дорог, мостов, портовых сооружений, так и вложения в структурные продукты, например, в облигации с ипотечным покрытием, то есть обеспеченные уже выданными ипотечными займами, а также старшие транши синдицированных кредитов на строительство жилья эконом-класса.

Минус идеи создания Росфинагентства заключается в том, что правительство может дать поручение разместить часть ФНБ в малоликвидных или ликвидных, но рискованных активах с целью спасения зоны евро, полагает Михаил Крылов. В результате рубль лишится части поддержки средств ФНБ. Если результаты управления будут на уровне нулевой рентабельности, которую зачастую показывают пенсионные накопления, то это может спровоцировать отток капитала, добавляет специалист.

Елена ГОСТЕВА