Ритейл — крупнейший банковский заемщик

21.02.2013 11:43

Что делает банкир на профессиональной конференции ритейла в России? Банкир пытается быть рядом с отраслью. Оборот рыночной торговли растет, и слава Богу, что он растет — банкирам с этого роста всегда что-то перепадает в качестве процентов по кредитам. Хочу представить наш взгляд — взгляд банковской организации на ритейл, на то, что мы хотим от этой отрасли, и на то, что мы можем ей предложить.

До кризиса годовой прирост достигал 28% в год. В настоящее время темп роста не такой стремительный.

В 2011 г. он составил 16%. По нашим прогнозам, в 2012 г. объем розничной торговли будет на уровне 21 трлн руб. При этом 56%, то есть более половины оборота, обеспечат продукты питания и напитки. На долю непродовольственных товаров придется соответственно 44%.

Торговые сети показывают опережающий рост по сравнению со всем сектором розничной торговли. По нашим оценкам, эта тенденция продолжится и в будущем. Темпы прироста сетевой розницы будут выше роста рынка в целом и составят порядка 16—17% в этом году и, если все будет в порядке с точки зрения макроэкономики, до 19—20% — в 2013—2014 гг.

В сегменте бытовой техники и электроники доля сетей сейчас составляет более 80%, в сегменте продуктов питания — более 22%, в сегменте косметики и парфюмерии — 10—11%. По нашему мнению, локомотивом дальнейшего роста кредитного портфеля и оборота ритейла в будущем станут сегменты продовольственно-розничной торговли и одежды и обуви.

Теперь о кредитовании отрасли. Ритейл традиционно является крупнейшим заемщиком для банковской системы. На долю торговли приходится порядка 20% всех выданных банками кредитов. Это сопоставимо с объемами кредитования базовых отраслей промышленности и в 2—2,5 раза превышает объемы кредитования таких отраслей, как транспорт, связь или строительство.

Объем кредитования розничной торговли по состоянию на 1 октября 2012 г. в России составляет около 600 млрд руб. В 2011 г. объем кредитования розничной торговли вырос на 34%. По итогам года мы прогнозируем его рост на 20—22%.

Как видит банк сильные и слабые стороны рынка розничной торговли — где тут существуют возможности и где угрозы.

Сильные стороны: относительно невысокий уровень риска благодаря стабильному спросу на товары первой необходимости (кризис показал, что розничная торговля упала намного меньше, чем другие отрасли). Возможность финансирования своего развития за счет отсрочки по расчету с поставщиками. Динамика розничных продаж диверсифицирована. Слабые стороны: высокая долговая нагрузка в целом. Мы наблюдаем более высокие коэффициенты долговой нагрузки по сравнению с предприятиями других отраслей. Пока еще неразвитая складская и транспортная структура в регионах. Выход на рынок новых участников крайне затруднителен.

Возможности: в перспективе — благоприятные изменения в законодательстве. Торговым сетям могут разрешить продавать безрецептурные лекарства (в прошлом году оборот безрецептурных лекарств составил 220 млрд руб.). Развитие торговыми сетями собственных торговых марок. Рост доли организованной торговли, высокий уровень инфляции и, как следствие, привычка населения тратить, а не накапливать.

Угрозы: замедляющаяся динамика реальных доходов населения не позволяет поддерживать прежние темпы развития. Давление на рентабельность в связи с ростом конкуренции и, следовательно, увеличение инвестиций в лояльность клиентов. Снижение индекса доверия потребителя по мере роста потребительской грамотности. Уменьшение количества и качества доступных торговых площадей.

Как чувствует себя банковская система в настоящий момент и каковы слабые стороны российской банковской системы.

На сегодня доля средств, полученных российскими банками от Центрального банка, в абсолютном выражении составляет 2,35 трлн руб., или более 5% от всех суммарных обязательств банковской системы РФ. Стоит заметить, что в конце 2008 г. — в момент кризисного обострения — зависимость банков от ЦБ была гораздо выше. Объем финансирования тогда составлял 3,5 трлн руб., или 13% всех суммарных обязательств банковской системы. Стоит отметить, что ЦБ планирует увеличить объем финансирования банковской системы в 2015 г. до 6 трлн руб. По нашим прогнозам, в 2013 г. совокупный объем средств ЦБ, которые он предоставит банковской системе РФ, составит 4 трлн руб. Такие планы по увеличению финансирования банковской системы связаны с необходимостью и желанием стимулировать рост кредитования промышленности и населения.

Если говорить о сильных сторонах банковской системы России по сравнению опять-таки с кризисом 2008 г., то первое — это более низкая зависимость от оптового фондирования. В наших балансах уже не так много средств, привлеченных на публичном рынке, синдицированных кредитов международных финансовых институтов — в основном это пассивы и срочные средства населения и корпораций, ну и Центробанка. Потенциал абсорбирования убытков, отношение капитала и резервов с совокупным активом в настоящее время составляет более 17% против 15% в 2008 г. Для сравнения: этот показатель в крупнейших европейских банках составил 9—10%. То есть наша банковская система с точки зрения отношения капитала и резервов более устойчива, чем крупнейшие европейские банки. Испытанные кризисом кредитные портфели, которые прошли реструктуризацию; как вы знаете, практически все банки научились работать с заемщиками после кризиса 2008—2010 гг. лучше, более ответственно. Ну и заемщики уже не строят слишком амбициозных планов, которые невозможно реализовать, и уже не так часто фондируют длинные инвестиционные проекты короткими банковскими кредитами.

Слабые стороны — растет дефицит ликвидности. Это видно на рынке. Сейчас мы наблюдаем рост ставок кредитования, рост ставок по депозитам. И эта тенденция с большой долей вероятности будет плавно продолжаться в 2013 г. В банковской системе сейчас наблюдается сравнительная нехватка капитала первого уровня. За последние 12 месяцев показатель Н1 (норматив достаточности собственных средств) у банков снизился на 2%, и в настоящий момент составляет чуть более 13%. Банковская система требует докапитализации для того, чтобы наращивать объемы финансирования.

Если подводить итог, то в целом банковская система Российской Федерации на настоящий момент готова к возможному шоку, сопоставимому с шоком от крушения Lehman Brothers в 2008 г., причем готова не хуже, а лучше.

Теперь поговорим о развитии взаимодействия банков и игроков рынка на примере розничной торговли. Чего хотели банки? Банки хотели увеличивать свои объемные показатели — прежде всего активы, пассивы, комиссионный доход. Основной целью был план по валу, а снижение рисков происходило в основном через диверсификацию кредитных рисков и активов. Что мы видели у игроков розничной торговли? Привлечение краткосрочных кредитов для финансирования долгосрочных проектов, распыление клиентов и попытку кредитоваться и работать с большим пулом банков. В кризис такая политика кредитования показала, что, как правило, банки не могли быстро сесть и договориться, чтобы поддержать заемщика, или полагали, что другой банк подставит им свое плечо.

По итогам кризиса мы видим, что у большинства игроков ритейла более осознанный подход к финансированию, и в том числе — к кредитованию. Есть желание выбрать несколько опорных банков, есть большое желание выстраивать отношения с банками на основе партнерства. Мы готовы к этому, и у нас есть большое желание удлинять кредитные ресурсы, в том числе для финансирования оборотного капитала. По нашей статистике, сроки кредитов розничным компаниям для финансирования оборотного капитала за последние два года выросли с одного года до трех лет.

Не секрет, что розничная торговля для банковской системы — доходный комплексный клиент, потому что, помимо кредитования, банки получают доход в виде эквайринга, в виде инкассации, в виде продаж потребительских кредитов через розничные сети. Поэтому для частных российских банков сегмент розничной торговли является крайне привлекательным.

Если говорить о банке «Уралсиб», то в 2011 г. мы избрали для себя отраслевую стратегию развития корпоративного бизнеса. Мы не можем и не хотим работать с очень широким кругом отраслей. Поэтому мы выбрали несколько приоритетных, в перечень которых попала и розничная торговля, и достигли здесь достаточно серьезных успехов. Мы обслуживаем более 100 федеральных и региональных ритейлеров. Объем финансирования розничной торговли за девять месяцев 2012 г. у нас более 10 млрд руб., а рост кредитного портфеля составил 45%. Мы предоставляем полную продуктовую линейку, необходимую ритейлу: все виды и формы кредитования, продукты розничного банка, эквайринг, инкассацию, зарплатные проекты, кобрендинг, кредитование сотрудников и клиентов.

Кроме того, поскольку в финансовую корпорацию «Уралсиб» входят такие компании, как лизинговая компания «Уралсиб», Национальная факторинговая компания, страховая группа «Уралсиб», компании, управляющие активами, мы можем предложить весь спектр банковских продуктов, которые существуют на российском и международном рынке.

При оценке кредитных рисков мы огромное значение придаем информационной открытости клиентов с точки зрения раскрытия отчетности. Выстраивая отношения на период более полугода, более года — а сейчас средний срок кредитования розничной торговли от двух до четырех лет, — мы, конечно, хотим лояльного подхода к раскрытию информации со стороны заемщиков. Предоставляя более длинные средства, средства на оборотное кредитование, мы обращаем внимание на факторы, которые мы хотим совместно с заемщиком контролировать, чтобы вовремя предотвратить какие-то возможные отклонения от стратегии.

Александр Афонин

Окончил Московский государственный технологический университет «Станкин» и Академию народного хозяйства при правительстве РФ. С 2002 г. работал в МДМ Банке: замначальника, затем начальник отраслевых управлений по работе с крупными корпоративными клиентами, замначальника департамента по работе с крупными клиентами; замруководителя дирекции, затем руководитель дирекции по работе с корпоративными клиентами корпоративно-инвестиционного блока. В «Уралсибе» — с февраля 2011 г.

ОАО «Банк «Уралсиб»

Владелец — ОАО «Финансовая корпорация Уралсиб» (основной бенефициар — Николай Цветков). На 1 октября 2012 г., по данным «Интерфакс-ЦЭА», активы составляют 409,1 млрд руб. (14-е место среди российских банков), собственный капитал — 42,3 млрд руб., нераспределенная прибыль — 1,2 млрд руб.

Александр АФОНИН

Автор — главный исполнительный директор корпоративного бизнеса банка «Уралсиб»