Райффайзенбанку выписали премиум

02.08.2012 01:43

Группа RBI сориентировала бизнес российской «дочки»

Райффайзенбанку придется сконцентрироваться на премиум-сегменте розничного бизнеса и корпоративных клиентах, а также оптимизировать расходы. Таково требование материнской структуры — австрийского Raiffeisen Bank International.

Австрийский Raiffeisen Bank International (RBI) оставит Россию в числе приоритетных рынков, но закроет неэффективные отделения, чтобы оптимизировать расходы, сообщило в пятницу агентство Reuters со ссылкой на представителя RBI. «В России мы хотим расти в отдельных сегментах рынка и улучшить поддержку корпораций для их развития, в рамках оптимизации затрат переводить в лучшие места или закрывать неэффективные отделения, но это происходит в рамках всей группы»,— цитирует агентство представителя группы RBI. Такие меры австрийская группа намерена принять в связи с рекомендациями местного регулятора укреплять капитал в условиях экономической нестабильности. В пятницу Центральный банк Австрии заявил, что австрийским банкам необходимо $17 млрд дополнительного капитала для соответствия требованиям Базеля III.

Австрийским банкам из числа крупнейших кредиторов в развивающихся странах Европы было настоятельно рекомендовано продолжать укрепление своих балансов для противостояния повышенным рискам.

В ответ на запрос «Ъ» в Райффайзенбанке процитировали полный ответ представителя группы. В ответе говорится, что в ближайшем будущем группа сконцентрируется на шести рынках с наиболее высокими перспективами роста: Россия, Польша, Чехия, Словакия, Румыния и Австрия. «В России мы хотим расти выборочно путем улучшения своих продуктов и поддержки российских корпоративных клиентов в их расширении»,— отмечает представитель RBI. «Другое фокусирование в группе — на управлении расходами и повышении эффективности»,— говорится в письме.

В российском банке настаивают, что выполнение рекомендаций материнской структуры не приведет к сокращению бизнеса. «Ни о каком предстоящем сокращении сети речь не идет, рекомендации акционеров означают лишь то, что нам нужно продолжать развивать тот сегмент, в котором мы и так уже достаточно сильны, то есть премиум-банкинг»,— отметил зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. В презентации группы по итогам третьего квартала среди ключевых стратегических инициатив для инвесторов в России перечислены такие, как фокусирование на премиум-клиентах в розничном сегменте, на кросс-продажах в корпоративном банкинге. Однако в той же презентации в качестве задачи называется и дальнейшая оптимизация сети подразделений в России. Сокращения персонала или торможения роста какого-либо из сегментов бизнеса не намечается, уверил «Ъ» предправления Райффайзенбанка Сергей Монин. Сейчас у банка 83 операционных и 95 допофисов, а также 7 филиалов.

Требовать от Райффайзенбанка радикальной перестройки бизнеса у RBI нет оснований — российская «дочка» в третьем квартале принесла группе 69% совокупной прибыли до налогообложения (€486 млн). Группа лишь выполняет требование австрийского регулятора, который обеспокоен рисками, которые растут вместе с розничным кредитованием на развивающихся рынках, считают эксперты. Портфель розничных кредитов Райффайзенбанка на конец третьего квартала с начала года вырос на 13,8%, до 118,2 млрд руб., по данным отчетности банка по МСФО. «Австрийский регулятор опасается, что если местный игрок понесет потери в другой стране, то потеряют свои средства и австрийские резиденты»,— отмечает зампред правления Абсолют-банка Иван Анисимов. При этом портфель корпоративных кредитов сократился на 11,7%, до 243,3 млрд руб. Корпоративные клиенты, которых поддерживает Райффайзенбанк сейчас, понятны австрийцам, и с учетом роли российской «дочки» в прибыли группы она может настоять на сохранении тех сегментов, которые для нее стратегически важны, считает господин Анисимов.

При концентрации на премиум-сегменте и корпоративном бизнесе необходимость в широкой филиальной сети в перспективе отпадет, считает зампред правления Нордеа-банка Михаил Поляков. По его словам, содержать сеть дорого, а премиум-сегмент не генерирует достаточно высокого дохода для этого, так как изначально менее маржинален, чем розничное кредитование.

Ольга ШЕСТОПАЛ

см.  Райффайзенбанк