Пять плюсов закона о потребкредитовании

02.02.2013 13:57

Завтра Комитет Госдумы по финансовому рынку рассмотрит законопроект «О потребительском кредите» — главный документ, который будет регулировать взаимоотношения банков и их розничных клиентов. У законопроекта непростая судьба: его разработкой правительство занималось более семи лет, параллельно появлялись версии лоббистов. Вот и сейчас Госдума рассмотрит вариант документа, внесенного не правительством, а группой депутатов во главе с Анатолием Аксаковым, президентом Ассоциации региональных банков. Но именно этот вариант окончательный, так как фактически дублирует правительственный законопроект.

Почему правительство само не внесло его? По информации Slon, в кабинете министров сочли, что новый виток межведомственных согласований мог бы еще затянуть рассмотрение закона (против его принятия возражал Роспотребнадзор), поэтому решили прибегнуть к помощи депутатов, их руками направив документ в парламент.

Более того, как утверждает источник Slon в Минфине — ведомстве, ответственном за разработку законопроекта, — будущий глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже высказывалась за скорейшее принятие столь важного в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг закона.

Slon изучил последнюю версию законопроекта «О потребительском кредите», чтобы понять, что клиенты банков выиграют от его принятия.
— Банк предоставит максимальный объем информации о будущем кредите. Сейчас, по закону, он обязан сообщать только полную стоимость займа. В законопроекте перечень обязательной к раскрытию информации состоит из 24 пунктов, включая информирование о способах возврата кредита, о возможной переуступке прав по договору третьим лицам, о подсудности (оговаривается, в каком суде рассматривается дело в случае иска кредитора) и о возможном увеличении расходов, если кредит в валюте.
— Банку будет запрещено в условиях кредитного договора устанавливать обязанность заемщика пользоваться дополнительными услугами, если только они не являются бесплатными. Речь прежде всего идет о случаях навязывания страхования; правда, надо отметить, что большинство банков уже и так не включают в договор обязательное страхование — эту практику пресек Роспотребнадзор. Проблема еще и в том, что навязывание часто происходит неформально. «Оформление страховки увеличило бы ваши шансы на получение кредита», — примерно так говорят сотрудники банков потенциальным клиентам.
— Банк не сможет устанавливать заоблачные штрафы за просрочку по кредитам. Сейчас нередки ситуации, когда долг перед банком из-за них возрастает в разы. Законопроект ограничивает размер неустойки двойным размером ставки рефинансирования (либо 2/3 годовой процентной ставки по кредиту).
— Заемщик сможет отказаться от кредита уже после того, как взял его. Закон введет так называемый период охлаждения, который дает право в течение 10 дней после подписания кредитного договора вернуть всю сумму займа, уплатив проценты только за фактический срок использования денег. В случае целевого кредита «период охлаждения» увеличивается до 30 дней.
— Банк не вправе будет потребовать досрочно вернуть кредит. Это важно на случай кризиса. Например, в 2009 году некоторые банки требовали от своих розничных клиентов погасить раньше срока кредит, даже если заемщик добросовестно его выплачивал. Закон установит конкретное условие, при котором банк может это сделать: просрочка по кредиту должна составлять свыше 60 дней за последние полгода.

Татьяна АЛЕШКИНА