Проблему госдолга в США придется решать

06.10.2010 10:05

Иначе она приведет к рецессии в 2013 году, считают в Конгрессе

Экономике США не избежать рецессии в следующем году, если республиканцы и демократы не предпримут каких-либо активных мер по предотвращению бюджетного кризиса, к такому выводу пришли эксперты Бюджетного комитета при Конгрессе США. С 1 января автоматически вступает в силу бюджетный акт, который позволит поднять потолок госдолга на $1,2 трлн, однако столь же значительными станут сокращения госрасходов, которые, как ожидается, и вызовут падение ВВП до −0,5% и рост безработицы до 9%.
Согласно докладу бюджетного комитета при Конгрессе США (CBO), американскую экономику в 2013 году ждет падение темпов экономического роста до −0,5% (прежний прогноз был диаметрально противоположным), если до конца года в Конгрессе не будут утверждены поправки, урезающие расходы бюджета минимум на $1,2 трлн. По оценке CBO, дефицит в текущем бюджетном году (заканчивается 30 сентября) составит $1,1 трлн, что эквивалентно 7,3% ВВП. Соотношение госдолга к ВВП при этом достигнет 73% — самого высокого уровня с 1950 года.
Опасения экспертов связаны с тем, что 1 января 2013 года истекает действие налоговых льгот (включая 2% снижение социального налога), введенных при Джордже Буше-младшем и продленных на два года в 2010 году.

Более того, автоматически (если не будут приняты альтернативные меры) вступит в силу закон «О контроле над бюджетным дефицитом», ставший итогом кризиса увеличения потолка госдолга в августе 2011 года. Акт подразумевает, что потолок госдолга будет в очередной раз увеличен, однако пропорционально произойдет резкое сокращение расходов бюджета, в том числе пособий по безработице и выплат по программе Medicare. В итоге, согласно базовому сценарию, рассчитанному CBO, дефицит в 2013 году сократится до $641 млрд (4% ВВП), однако резкое падение госрасходов наряду с увеличением налогового бремени крайне негативно отразится на ВВП и уровне безработицы: она может возрасти до 9%.
По альтернативному сценарию (налоговые льготы пролонгируются, а бюджетный акт не вступает в силу), размер дефицита составит $1 трлн, а рост ВВП — 1,7%, безработица сохранится на уровне 8%, однако сокращение «тела» госдолга откладывается на неопределенное время. Ситуация обостряется тем, что республиканцы и демократы предлагают решить проблему бюджетного дефицита совершенно по-разному. Первые — сокращением расходной части, издержек во всех областях, помимо ВПК, а вот налоговые льготы, по их мнению, должны быть продлены. Демократы же рассчитывают увеличить доходы бюджета — за счет роста налогообложения наиболее состоятельной части населения, а госрасходы на социальные программы, в первую очередь Medicaid и Medicare, не сокращать. Предстоящие 6 ноября президентские выборы, как ожидается, также не избавят от необходимости коалиционного решения — ни одной из партий не прочат однозначной победы.
Татьяна ЕДОВИНА