Преимущества чужой площадки

25.05.2011 08:18

На что смотрят мировые инвесторы, выбирая биржу

За прошлый год у инвесторов по всему миру вернулся интерес к участию в первичных размещениях акций. Новой тенденцией, отмеченной аналитиками компании Ernst & Young, стало повышенное внимание к биржам, на которых предстоит обращаться размещаемым бумагам.

Компания Ernst & Young подготовила исследование активности и предпочтений инвесторов в ходе первичных размещений акций по итогам 2012 года. В целом авторы отмечают возрождение интереса к IPO по всему миру — 82% опрошенных инвесторов (321 компания) вкладывали средства в ходе IPO или пре-IPO, в 2011 году таковых было всего 18%.

Были опрошены практически все классы инвесторов — наиболее широко представленными оказались управляющие (48%), но также приняли участие представители суверенных, взаимных пенсионных и хедж-фондов, страховых компаний, брокеров, банков и независимых инвестиционных советников. Были опрошены как крупные, так и мелкие инвесторы, например, по 10% составляют компании с $10—30 млрд и менее $100 млн под управлением.

С точки зрения географии опрошенные инвесторы распределились так: 35% — Азия, 24% — Центральная и Южная Америка, по 19% — Европа и Северная Америка и 3% — Ближний Восток и Африка.

Один из новых нюансов — рост интереса инвесторов к биржевым площадкам, на которых предстоит обращаться акциям, отмечают аналитики Ernst & Young. Если пять лет назад инвесторы не фокусировались на вопросе выбора площадки, то сейчас 53% инвесторов по всему миру считают юрисдикцию биржи важным фактором. Среди инвесторов Ближнего Востока и Африки, а также Европы таких оказалось две трети и 61% соответственно. «За пять лет изменилась структура инвесторов при IPO: большую активность сейчас проявляют биржевые (ETF) и взаимные фонды. Для этих инвесторов принципиально, чтобы бумаги, в которые они вложились, обращались именно на бирже»,— поясняет партнер Spectrum Partners Максим Кузин.

Когда инвесторы принимают решение об участии в IPO компании за пределами своего рынка, три важнейших фактора при оценке биржевой площадки — это ее ликвидность, регулятивная среда страны и стандарты корпоративного управления самой биржи, уточняют аналитики Ernst & Young.

Участники рынка называют эти критерии справедливыми с тем условием, что понятие «качество корпоративного управления» должно включать требования к биржевой инфраструктуре и сервисам. «Инвесторы ориентируются в первую очередь на расходы, связанные с заключением сделок и с дальнейшим учетом и хранением купленных бумаг, а также на список торгующихся на бирже инструментов и количество контрагентов (чем шире выбор на одной площадке, тем лучше)»,— отмечает управляющий портфелем Allianz Investments Олег Попов. По словам директора по инвестициям управляющей компании «Промсвязь» Тимура Саликова, инфраструктура и ликвидность биржи крайне важны для ETF.

В исследовании Ernst & Young не приводятся названия бирж, которые инвесторы выбирают чаще всего, но исходя из названных критериев и сложившейся практики, опрошенные «Ъ» участники рынка назвали Лондонскую (LSE), Нью-Йоркскую (NYSE) и Гонконгскую (HKE) биржи.

Впрочем, в последнее время IPO-активность демонстрируют и региональные площадки. В Азии и Латинской Америке сосредоточены привлекательные активы, а эмитенты из данных регионов не все представлены на площадках Европы и США, говорит господин Попов. Так, по данным исследования, инвесторы Центральной и Латинской Америки предпочитают вкладываться в бразильские компании (см. график). «Бразильская биржа BOVESPA зарекомендовала себя как investor friendly, и с точки зрения критериев, выявленных Ernst & Young, пожалуй, лидирует в регионе БРИК»,— говорит господин Кузин. Господин Саликов также отмечает региональную популярность Варшавской биржи.

Московской бирже для того, чтобы стать более привлекательной для зарубежных инвесторов при IPO, в первую очередь необходимо решить вопрос инфраструктуры и сервиса, считают эксперты. «Международные инвесторы, покупающие российские акции, предпочитают Лондон. Для них важна ликвидность и надежность инфраструктуры»,— говорит Тимур Саликов. Впрочем, в ходе собственного IPO Московская биржа продала более 80% объема размещаемых бумаг именно зарубежным инвесторам. По словам финансового директора Московской биржи Евгения Фетисова, в ходе road show инвесторов действительно интересовала инфраструктура. «Интересовал наш проект Т+n, центральный депозитарий, биржевые продукты. Спрашивали, как меняется система регулирования»,— говорит господин Фетисов. При этом, например, вопрос странового риска, по его словам, зарубежных инвесторов не интересовал вовсе.

Иван КУЗНЕЦОВ, Виталий ГАЙДАЕВ