Правительство не вышло на пенсию

05.05.2011 21:56

В администрации Кремля предлагают продлить обсуждение пенсионной реформы

Власть не готова начать пенсионную реформу с 2013 года, как еще недавно планировала. Необходимо широкое общественное обсуждение, считают в администрации президента. Разногласия между министерствами сохраняются по поводу обязательного накопительного элемента, формулы расчета пенсии. Решения хорошего для всех нет, признают эксперты.
В администрации президента рекомендуют правительству продлить сроки работы над концепцией долгосрочного развития пенсионной системы. «Сенсационным стало совещание, которое состоялось в четверг, 2 августа, у Эльвиры Набиуллиной (помощник президента.

— «Газета.Ru»). Она сказала, что не стоит правительству в короткие сроки принимать окончательные решения, которые носят эпохальный характер и нуждаются в глубокой переработке. Это значит, что 27 сентября правительство должно внести лишь предварительные предложения и предложить президенту начать широкое обсуждение этих предложений, чтобы они получили широкое одобрение общества», — заявил президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев на «круглом столе» по пенсионной реформе.
Подготовить стратегию пенсионной реформы до 1 октября 2012 года Владимир Путин поручил правительству в первом указе, подписанном после вступления в должность президента. По словам Дмитриева, на 27 сентября назначено заседание, на котором министры рассмотрят предложения Минтруда по пенсионной реформе, после чего они должны быть направлены президенту.
Сейчас, как рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с обсуждением в администрации президента, Набиуллина предложила увеличить сроки обсуждения еще на год.
«Предложения Минтруда носят радикальный характер, предполагают серьезную перестройку всех существующих правил пенсионной системы, они не затрагивают только пенсий военнослужащих и госслужащих», — подчеркнул Дмитриев, добавив, что все предложения должны пройти «всестороннее публичное обсуждение».
«Я о смене настроений в правительстве ничего не знаю. Идут дискуссии, и пока обсуждать здесь нечего», — сказал заместитель председателя Пенсионного фонда (ПФР) Николай Козлов, участвовавший в «круглом столе». Ранее глава Пенсионного фонда Антон Дроздов говорил, что пенсионная реформа пройдет в несколько этапов, первый из которых начнется уже 1 января 2013 года. По словам министра труда Максима Топилина, первые законодательные решения могут быть приняты Госдумой уже в осеннюю сессию. «У правительства есть официальный срок — до 1 октября внести проект стратегии пенсионной системы, как написано в президентском указе. Правительство работает в соответствие с этими сроками», — сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец, ответственной за социальный блок, Алексей Левченко.
Обсуждение будущего пенсионной системы продолжается почти два года. Наиболее острые споры идут по поводу о том, надо ли сохранять обязательную накопительную части пенсии, которую ввели в 2002 году. Сегодня пенсионные накопления граждан, родившихся позже 1966 года, формируются за счет отчислений работодателя в ПФР — 6% из 22% от фонда оплаты труда (16% идут на страховую часть в распределительную систему). Гражданин может выбрать, кто будет управлять этой частью его будущей пенсии — негосударственные пенсионные фонды (НПФ), частные управляющие компании или государственный ВЭБ, которые также инвестирует накопления «молчунов» (граждан, не выразивших пожелания по управлению своей накопительной частью). Сейчас в накопительной системе 1,8 трлн рублей, из которых 1,4 трлн рублей в ВЭБе, оставшиеся 0,4 трлн рублей — в НПФ.
Социальный блок правительства предлагает либо полностью отказаться от обязательной накопительной составляющей, либо сократить отчисления с 6% до 2%: это позволит снизить дефицит Пенсионного фонда, поскольку взносы в распределительную часть идут на выплаты тем, кто уже вышел на пенсию. Главный аргумент сторонников отказа: доходность от инвестирования пенсионных накоплений отрицательная, она «съедается» инфляцией.
«С 2004 года средняя доходность по пенсионным накоплениям составила около 6%. Это в полтора раза ниже уровня инфляции и в два с половиной раза ниже, чем прошедшая индексация пенсий», — сказал Козлов.
По его словам, низкая доходность связана в том числе и с отсутствием финансовых инструментов для инвестирования, недостаточным контролем.
В экономическом блоке правительства выступают за сохранение обязательных пенсионных накоплений, в противном случае экономика лишится длинных денег. «Мы рассчитывали на них как на источник для инфраструктурных проектов, и мы хотели расширить возможность финансирования этих ресурсов», — говорил ранее глава Минфина Антон Силуанов, добавив, что значительная часть пенсионных накоплений направляется на рынок ценных бумаг, в том числе государственных. По словам министра, отмена накопительной части будет означать нестабильность экономической политики правительства, поскольку накопительную систему ввели всего 10 лет назад. «Это плохой знак для инвесторов». «Накопительный институт в настоящее время в России уже сложился как самостоятельный институт, который разваливать скоропалительно нельзя», — подчеркнул Дмитриев.
На последнем заседании рабочей группы при Минтруда также обсуждалась возможность предоставить гражданам выбор между обязательной накопительной и распределительной пенсионными моделями.
«Отсутствие демократии в других сферах государство предлагает компенсировать пенсионной демократией. Но это все равно что спрашивать у граждан, хотят ли они платить налоги или нет», — возмущен глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, также участвовавший в «круглом столе».
Среди других предложений Минтруда — изменить пенсионную формулу и рассчитывать ее, исходя из стажа и заработка, увеличить порог годового заработка, облагаемого взносами, до 1 млн рублей (в 2012 году — 512 тысяч рублей, ежегодно индексируется. — «Газета.Ru»), создать корпоративные пенсионные системы для досрочных пенсий, заставить самозанятое население и малый бизнес выплачивать взносы. В Минфине предлагают оставить нынешнюю формулу (весь пенсионный капитал делится на ожидаемый период выплаты пенсии — срок дожития, который в 2013 году запланирован на уровне 19 лет), но изменить порядок индексации пенсий. В ведомстве также предлагают увеличить минимальный стаж с 5 до 10 лет, а также стимулировать более поздний выход на пенсию.
Спешить с пенсионной реформой нельзя, уверен глава Института современного развития Игорь Юргенс.
«Пенсионная реформа заняла 10 лет в Польше, в течение которых шло обсуждение между профсоюзами, государством и предпринимателями. За 10 лет пришли к решению, поддержанному населением. И это стало общественным договором», — объясняет Юргенс.
По словам эксперта, необходимо время, чтобы провести актуарные расчеты периода дожития, реального возраста выхода на пенсию, ее индексации. В ближайшее время никто не собирается повышать пенсионный возраст, подчеркнул на «круглом столе» Козлов. Учитывая темпы старения населения, это означает, что число работающих будет сокращаться по отношению к пенсионерам: если в 2009 году было 89,266 млн работников и 30,97 млн пенсионеров, то уже к 2020 году количество работающих сократится до 79 млн человек, а вышедших на пенсию увеличится до 36 млн человек. По словам Гурвича, кроме повышения пенсионного возраста, есть и другие альтернативы — увеличение обязательных пенсионных накоплений, увеличение пенсионных взносов или же снижение уровня пенсий.
Ольга ТАНАС