Потребительское кредитование станет внимательнее

25.01.2012 18:20

Рынок розничного кредитования России в 2012 году вырос примерно на 40%, необеспеченное кредитование — на 43%, рынок кредитных карт, побив рекорд 2011 года, — на 83%. На фоне таких агрессивных темпов роста увеличение рынка потребительского (POS) кредитования менее чем на 20% может показаться признаком сильного уменьшения спроса на кредитование покупок в магазинах. Некоторые наблюдатели задаются вопросом: а есть ли будущее у рынка POS-кредитования?

Уверен, у российского рынка POS-кредитования неплохие перспективы развития на ближайшие три-пять лет. Как и у любого рынка, здесь есть свои участники: магазины, покупатели и банки. Для начала разберемся, нужны ли POS-кредиты каждому из участников.

Российская розничная торговля — особенно магазины и сети, работающие с массовым клиентским сегментом и продающие товары с высокой средней стоимостью (мебель, бытовую технику, верхнюю одежду), — далеко не всегда является примером эффективности. Рост оборотов, который крупные сети бытовой электроники показали в 2012 году, варьировался от 0 до 20%. При этом основными факторами роста являлись расширение онлайн-торговли, а также увеличение среднего чека, сопоставимое с уровнем официально зарегистрированной инфляции. Роста числа покупок практически не наблюдалось. В 2013—2014 годах розничные сети вновь постараются использовать кредитование покупок как инструмент, повышающий спрос.

Клиенты розничных сетей, знакомые с возможностью покупок товара в кредит, также не выстраивались в очередь к стойкам банков, расположенных в магазинах. Почему? Я вижу две причины. Во-первых, уровень насыщения бытовой техникой (еще три-пять лет назад она была одним из основных сегментов POS-кредитования) уже достаточно высок. Во-вторых, банки, традиционно предлагающие потребительские кредиты, отчасти завоевали «славу» ростовщиков. Свою роль сыграли и низкая финансовая грамотность населения, и высокие ставки по кредитам, а также подчас излишне агрессивное предложение кредитного страхования. Уровень финансовой грамотности населения быстро не изменится — это проблема, присущая всем странам с развивающимися финансовыми рынками. При этом, уверен, возрастающая конкуренция заставит банкиров становиться на сторону клиентов — упрощать продукты и услуги, делая их привлекательнее. Конкуренция должна исправить и ценообразование.

Для банков в 2000—2008 годах рынок POS-кредитов являлся самостоятельным доходным бизнесом. У крупных игроков большая часть кредитных портфелей формировалась за счет более «длинных» продуктов, в основном — необеспеченных кредитов либо в форме наличных, либо в форме кредитных карт, являющихся не чем иным, как трех-пятилетней кредитной линией. Одновременно с изменением структуры портфелей менялась и эффективность POS-бизнеса для банков. Количество повторных клиентов росло; издержки бизнеса, связанные с организационными вопросами, а также работы с торговыми сетями постоянно снижали банковскую маржу. Даже крупных игроков кризисные явления 2008 года заставили резко сворачивать программы POS-кредитования. На сегодняшний день безубыточно работать в этой сфере могут только те игроки, которые обладают устойчивыми источниками фондирования, эффективными отработанными технологиями (IT, риски) и масштабом. А с ростом конкуренции и эволюцией потребительских предпочтений — еще и очень четким пониманием ожиданий клиентов. Ведь обиженный клиент уже не вернется, если однажды обжегся на «вмененной» страховке, некорректном обслуживании или неквалифицированной консультации не вполне ответственного банка.

Итак, все три стороны заинтересованы в сохранении рынка POS-кредитования, но при одном условии — концентрации внимания на интересах клиента, как правило, не обладающего достаточной квалификацией, чтобы выбрать кредит или модель телефона.

Сохранится рынок POS-кредитования еще и потому, что останутся люди, которым неудобно пользоваться пластиковыми картами. При оплате того или иного товара карточкой, у которой есть льготный период кредитования (grace period), далеко не все укладываются в него. В результате у клиентов возникает переплата по кредиту. Значительная же часть продаж POS-кредитов осуществляется с использованием рассрочек, в этом случае для клиента де-факто удорожания товара не происходит, даже если выплата кредита растягивается на год или два.

Рынок кредитных карт у нас, конечно, будет расти, но он не вытеснит POS-кредиты. Дело в специфическом отношении к кредитным картам у нас в стране. С наличными нам проще. И типичный российский держатель зарплатной карты, получая аванс и зарплату, чаще всего снимает в банкомате наличные, нежели расплачивается картой в магазинах. Это подтверждает и статистика ЦБ — доля оплаты картами товаров и услуг растет очень медленно.

Готовы ли банки и розничные сети к такому уровню клиентоориентированности, смогут ли они найти баланс между собственными доходами и интересами клиентов? Это и определит темпы роста и рынка розничной торговли, и рынка POS-кредитования. Наш прогноз — ежегодный рост рынка POS-кредитования на 15—20% в ближайшие три-пять лет, что означает фактическое удвоение рынка за указанный период.

Георгий ГОРШКОВ

Автор — первый заместитель президента — председателя правления Лето Банка