Почему цена на нефть не упадет

22.09.2011 15:54

Аналитики любят примерять на себя роль Кассандры — правда, в случае неправильного предсказания об их ошибке никто и не вспомнит.
Действуют они по известному принципу: чем страшнее комментарий — тем больше пиара. Мне не хочется разочаровывать искателей дешевой популярности, но жизнь гораздо скучнее. Итак, давайте посмотрим, почему эмоциональным прогнозам о стоимости нефти в $50—60 за баррель не суждено сбыться.
Начнем со «скучных» данных ОПЕК. Эта организация в июньском обзоре сохранила прогноз потребления нефти на текущий год (этот показатель повысится на 1%, или 900 000 баррелей в сутки и составит 88,67 млн баррелей в сутки).

А в 2013 году мировой спрос на нефть вырастет еще на 800 000 баррелей в сутки — до 89,5 млн баррелей в сутки.
Хорошо, можно не верить прогнозам ОПЕК. Кому же тогда верить? Прогнозы экспертов в отношении стоимости нефти, как мы понимаем, нередко расходятся, в зависимости от динамики рынка. На растущем — предсказания по нефти иногда доходят до $200 за баррель и выше. Во время снижения специалисты уже видят $50 за баррель.
Если отстранится от эмоций, то мы увидим, что на стоимость нефти в основном влияют фундаментальные, а уже потом спекулятивные факторы. Фундаментальная составляющая — то есть спрос и предложение в стоимости нефти — наиболее устойчивая и долгосрочная, так как зависит от перспектив мировой экономики. А спекулятивная — переменчивая и зависит более всего от ситуации в нефтедобывающих регионах, поскольку угрозы срыва поставок черного золота на мировые рынки вызывают спекулятивный ажиотаж.
Высокая стоимость черного золота, сохраняющаяся более года, обеспечивается, в основном, растущим спросом со стороны развивающихся экономик — Китая и Индии (и уже во вторую очередь — спросом США и стран Европы). Объясняется это просто: в Китае и Индии — проживает около 36% населения планеты. При этом уровень автомобилизации в этих странах остается меньше на порядок, чем в развитых. По сравнению с США, где этот показатель составляет около 800 машин на 1000 человек, в Китае и Индии — всего 50 авто на тысячу граждан. Поэтому по мере роста доходов китайцы и индусы с не меньшим удовольствием, чем россияне, начнут пересаживаться на автомобили. В этом случае за спрос на нефть можно не волноваться.
Не забудем, что в последние годы экономики Китая и Индии остаются одними из самых быстрорастущих. Поддержка высоких темпов экономического роста становится первоочередной задачей для политиков этих стран. Поэтому продолжающийся экономический подъем будет обеспечивать устойчивую поддержку черному золоту на текущих комфортных уровнях — $90—100 за баррель. Тем более, что оптимальная цена нефти, позволяющая производителям инвестировать в разработку новых месторождений, а потребителям поддерживать экономический рост, сегодня находится в том же интервале — $90—100 за баррель нефти Brent. Подорвать позиции нефти как основного энергоносителя может только альтернативная энергетика, однако ее доля в мировом энергобалансе на сегодня составляет около 2%. Поэтому говорить серьезно о конкуренции альтернативы с нефтью пока не приходится. И не стоит обращать внимание на предсказания известных экономистов. Своей популярностью они отчасти обязаны таким прогнозам.
Виктор МАРКОВ
Автор — старший аналитик ЗАО «КапиталЪ Управление активами»