Перевод копеечный

10.05.2010 23:05

Ценовой демпинг толкает рынок к консолидации

Хотя российский рынок денежных переводов растет темпами почти 40% в год, цены на нем стремительно падают. Высокая конкуренция вынуждает игроков к ценовому демпингу, в результате бизнес многих компаний — на грани окупаемости. Эксперты ожидают консолидации рынка: в ближайшие два-три года число его участников может сократиться в несколько раз.

По итогам прошлого года обороты рынка денежных переводов в России и странах СНГ выросли на 37%, до $15,1 млрд, говорится в исследовании платежной системы «Золотая корона». Общемировые темпы роста этого рынка в 2011 году — 11%, до $501 млрд, в развивающихся странах — на 12%, до $372 млрд. Особенность российского рынка состоит в высокой доле переводов, осуществляемых трудовыми мигрантами.

По оценкам «Золотой короны», их вклад — 75% всего оборота. «Мы оцениваем этот порог немного выше, в 80%,— отмечает президент «Юнистрима» Сурен Айриян.— Основные направления переводов — Украина, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Молдова, Армения». Дополнительный вклад в поддержание высоких темпов роста вносит и то, что состав трудовых мигрантов постоянно меняется. По данным Федеральной миграционной службы, ежегодно в России работает около 3—4 млн человек из стран ближнего зарубежья.

Впрочем, несмотря на активный рост российского рынка денежных переводов, цены на нем постоянно снижаются, отмечают авторы исследования. Если в первом квартале прошлого года комиссия при отправке перевода на $500 (средняя сумма перевода, по данным «Золотой короны») составляла 2,2%, то в первом квартале текущего — уже 2%, то есть за год снижение цен составило 10%. По оценкам «Юнистрима», падение цен было еще больше: за год тарифы снизились примерно на 25%, а по переводам на крупные суммы и вовсе вдвое.

Причины падения цен на услуги денежных переводов — в высокой конкуренции, считают эксперты. По данным ЦБ, сейчас на рынке СНГ работает около 20 систем денежных переводов. По словам председателя совета директоров «Золотой короны» Николая Смирнова, самая острая конкуренция — именно в области стоимости услуг. Многие игроки готовы продвигаться и увеличивать рыночную долю именно методом ценового демпинга, отмечает он, добавляя, что и «Золотая корона» не является исключением.

Существенную конкуренцию системам денежных переводов составляют и банки, которые предоставляют клиентам возможность перевода средств как с открытием, так и без открытия счета. «У банков есть пакетные предложения, в рамках которых многие услуги, в том числе денежные переводы, бесплатны для клиента,— рассказывает начальник управления по работе с розничным сектором Абсолют-банка Антон Павлов.— Затраты банка на перевод в этом случае окупаются за счет заработка на других услугах, входящих в пакет». Альтернативой традиционным денежным переводам стали и новые возможности банковских карт, такие как мгновенный перевод с карты на карту или пополнение наличными средствами карты получателя средств, отмечает начальник управления депозитных, комиссионных и страховых продуктов Промсвязьбанка Ирина Игнаткина. По ее словам, подобную возможность сейчас предоставляет около 25 банков.

В условиях столь жесткой конкуренции многие системы денежных переводов уже работают на грани окупаемости услуг, и их дальнейшее развитие возможно лишь за счет присоединения к более сильным игрокам, считает Николай Смирнов, в противном случае им придется покинуть рынок. По его словам, «Золотая корона» уже ведет переговоры о приобретении другого игрока. В такой ситуации определенные преимущества есть у систем переводов, аффилированных с банками. ««Юнистрим» имеет банковскую лицензию, и это дает нам определенный маневр для получения дополнительных доходов: на валютообменных операциях, а также за счет размещения временно свободных средств на межбанке»,— поясняет Сурен Айриян. Тем не менее участники рынка сходятся во мнении, что в перспективе ближайших двух-трех лет число игроков на рынке денежных переводов сократится в несколько раз.

Ольга ШЕСТОПАЛ