Перевод «Аптечный»

25.02.2010 06:08

«Юнистрим» займет нишу в сети «36,6»

В условиях ценового демпинга из-за высокой конкуренции системы денежных переводов ищут новые решения. Обосновавшись в салонах сотовой связи, особо предприимчивые игроки направились туда, где нет конкурентов,— в аптеки. Впрочем, финансовый эффект от такого сотрудничества, по мнению экспертов, вряд ли будет ощутимым — оборот в торговых сетях, за исключением сотовых ритейлеров, близок к нулю.

Как стало известно «Ъ», «Юнистрим» к концу года планирует запустить сервис денежных переводов в сети аптек «36,6». «В течение нескольких месяцев должна быть завершена интеграция необходимого программного обеспечения во всей сети аптек»,— рассказал источник Ъ», знакомый с ходом переговоров. Сеть «36,6» — один из крупнейших аптечных ритейлеров на российском рынке, на конец первого полугодия включавшая 935 торговых точек.

В «Юнистриме» и «36,6» планы о сотрудничестве подтвердили. Мы рассчитываем запустить этот сервис в ближайшие несколько месяцев, сообщили в пресс-службе «Юнистрима». «С помощью такого проекта мы намерены увеличить клиентский поток, предложив дополнительную услугу»,— отметили в «36,6».

В условиях усиливающейся конкуренции на рынке денежных переводов такой шаг логичен, считают эксперты. Несмотря на активный рост рынка денежных переводов (по данным ЦБ, в первом полугодии объем переводов физических лиц из России через системы денежных переводов составил $8,5 млрд, что на 16,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года), доходность этого бизнеса падает. По оценкам экспертов, снижение средней комиссии за перевод за последний год составило 10—25%. «В условиях ценовой конкуренции системы пытались нарастить объем операций за счет вхождения в ритейловые сети,— отмечает зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.— Но до сих пор услуги денежных переводов были представлены в основном в салонах связи и бытовой техники».

Впрочем, несмотря на расширение географии присутствия за счет вхождения «Юнистрима» в «36,3», эффект от такого сотрудничества эксперты оценить не берутся. По словам председателя комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Бориса Кима, с технической точки зрения для такого проекта потребуется лишь интеграция кассового оборудования. «Однако финансовые услуги в аптеках не являются традиционными; как правило, они ограничиваются установленными в них банкоматами и терминалами,— рассуждает господин Ким.— Если появление услуг денежных переводов в салонах сотовой связи, рассчитанных в том числе и на осуществление платежей, выглядит логичным, то в аптеках кажется экзотикой».

По оценкам гендиректора агентства «PR Partner» Инны Алексеевой, затраты на маркетинг по продвижению услуг переводов «Юнистрима» в аптеках могут составить до 5 млн руб. (сопоставимую сумму заплатила за рекламу своих переводов в отделениях «Почты России» Western Union). Затраты на оборудование одного рабочего места в аптеке для осуществления переводов составят еще от $500 до $1000, добавляет Борис Ким. Однако окупаемость этих вложений — большой вопрос. «Основной проблемой оказания услуг переводов в торговых сетях, за исключением сотовых ритейлеров, является привлечение клиентов,— говорит председатель совета директоров «Золотой короны» Николай Смирнов.— В начале года мы вошли на автозаправки ТНК-BP, однако пока не смогли продвинуть услугу переводов среди автомобилистов, которые стремятся провести там минимальное количество времени. Оборот в таких точках несущественный». «Аптеки — не самое приятное место времяпрепровождения, как правило, люди идут туда в экстренных случаях и не вспоминают о финансовых потребностях»,— добавляет госпожа Алексеева. По словам господина Смирнова, 75% оборота систем денежных переводов обеспечивается через банковские отделения и почти 25% приходится на салоны сотовой связи, доля других ритейлеров пока ничтожно мала.

Ольга ШЕСТОПАЛ