Перемены в Сбербанке: что ждет «Сбертех»?

18.03.2010 18:14

Дочерняя ИТ-компания Сбербанка прекращает активный набор новых сотрудников и концентрируется на повышении эффективности. Гендиректор «Сбертеха» Денис Калинин рассказал CNews об управленческих и проектных приоритетах компании на 2013 год.

В начале 2013 г. в ИТ-блоке Сбербанка произошли серьезные изменения. Из состава правления был выведен руководитель блока, старший вице-президент Виктор Орловский. Новым куратором ИТ стал глава блока «Риски» Вадим Кулик.

Уволилось несколько ИТ-менеджеров. ИТ-бюджет Сбербанка на 2013 г. было решено сделать дефицитным. Вслед за банком изменения затронут и его дочернюю ИТ-компанию — «Сбербанк-Технологии» («Сбертех»).

Цифры

В 2012 г. «Сбертех» рос в примерно на 10 человек в день (текущая численность персонала компании — около 2500 человек), рассказал CNews гендиректор компании Денис Калинин.

«Сейчас мы «прикрыли краник» набора новых людей и в 2013 г. планируем совсем незначительное увеличение штата — на уровне 5% к текущей ситуации», — добавляет он.

В связи с бурным ростом в 2012 году была довольно существенно потеряна эффективность и сильно пострадал процесс управления проектами, признает Калинин: «Сейчас наша задача — научиться соблюдать его более жестко. Это касается как банка, так и самого «Сбертеха». Для этого формируются планы на год и портфель проектов, по сути — наше задание».

«Кроме того, в 2013 г. был зафиксирован ИТ-бюджет банка, так что теперь и банку, и нам предстоит за счет самоограничений в него уместиться», — говорит гендиректор «Сбертеха».

В 2012 г. ИТ-бюджет «Сбербанка», по данным CNews Analytics, составил около 40 млрд руб. Более 10% этой суммы банк выплатил «Сбербанк-Технологиям». «Для банка «Сбертех» стал достаточно дорогой игрушкой, поэтому пользоваться ей нужно аккуратно», — считает Денис Калинин.

В то же время, добавляет он, уже сейчас видно, что создание «Сбертеха» позволило банку снизить стоимость услуг на некоторых проектах в разы: «В основном это касается редких платформ, которые в России используются только Сбербанком. Например, BPM-система Pega».

Портфель проектов

Все ИТ-проекты Сбербанка были распределены на три зоны, рассказывает Калинин: «Проекты красной зоны — это критически важные системы. В них «Сбертех» обязан иметь собственную экспертизу, чтобы стратегия их развития была полностью в руках банка, а не поставщиков. К таким проектам относится корпоративная шина (IBM WebSphere), core banking (ЦФТ и система собственной разработки «Гамма») и др.

К желтой зоне относятся проекты, в развитии которых мы опираемся на партнеров (Oracle, SAP и т. д.). По этим системам между «Сбертехом» и вендорами должен быть налажен коммуникационный канал, позволяющий быстро реагировать на ошибки, осуществлять развитие, тестирование и т. д. Некоторые проекты из желтой зоны, например, «Сбербанк-онлайн», со временем могут перейти в красную зону.

Наконец, в зеленой зоне находятся проекты, к которым мы практически не прикасаемся. Это внешние системы, которые не интегрируются в ИТ-ландшафт банка, например, веб-сайты, некоторые мобильные приложения, электронные очереди и т. д.».

За 2012 г., по подсчетам главы «Сбертеха», было примерно 500 крупных внедрений ИТ-проектов (под проектом в Сбербанке понимают работы с трудозатратами более 10 млн руб.) и около 8 тыс. запросов на измнения (менее 10 млн руб.). В 2013 г. их будет не меньше, а может быть больше, считает он.

Среди приоритетных проектов на 2013 г. Калинин выделяет централизацию платформ, повышение надежности систем (внесение существенных изменений в текущие системы для их масштабирования), безбумажный документооборот, трансформацию операционных функций, электронный банкинг, развитие SAP HR и т. д.

«Кроме того, мы создаем центр развития инфраструктуры, — продолжает он. — Это подразделение будет заниматься архитектурой и созданием принципиально новых платформ, которые позволят динамически выделять промышленные и тестовые среды, билить их, предоставлять в аренду как сервис. Не секрет, что текущая средняя загрузка серверов мала и составляет менее 10%. При этом количество железа, которым обладает Сбербанк, просто огромно».

Сейчас «Сбертех» ищет людей, обладающих компетенциями в этом вопросе, которые смогут создать инфраструктуру, позволяющую динамически распределять мощности, чтобы не переплачивать за железо.

Развитие в регионах

Дальнейшее расширение «Сбертеха» будет происходить преимущественно за счет регионов. «Москва — дорогой город, не предназначенный для производства чего угодно», — сетует Денис Калинин.

Сейчас за пределами столицы работает около 35% персонала «Сбертеха». Сеть разработки создавалась на базе имеющихся центров в территориальных банках. Крупнейший из них — в Санкт-Петербурге (около 300 человек), далее по численности идут Минск и Новосибирск (по 200 человек), затем — Екатеринбург, Рязань, Барнаул, Красноярск, Ростов на Дону.

«В будущем мы планируем укрупнять центры в регионах. Кроме того, я надеюсь, что откроется европейский центр, который будет развивать ИТ-системы приобретенных в 2012 году Volksbank и DenizBank», — рассчитывает Калинин.

«Поналачу мы боялись, что набирать людей будет тяжело, — рассказывает он. — Но стоило выйти на рынок с хорошим предложением, как люди потянулись. Переходили как по одиночке, так и командами по 10—15 человек».

Периодически в «Сбертех» поступают жалобы на хантинг со стороны ИТ-компаний, говорит Калинин: «Все пытаются подписать с нами соглашение о «нехантинге». Но я считаю, что такие соглашения бессмысленны и ни с кем их не подписываю».

«Мы набирали людей по довольно серьезным компетенциям, — продолжает он. — Существует не так много мест, где они могли бы применить свои знания. Поэтому они зачастую работали в ограниченном числе заказчиков или вендоров. Расширив этот рынок мы всем сделали только лучше».

В 2013 г. «Сбертеху» предстоит внедрить систему проектного управления распределенными командами. «Она позволит вести совместную разработку людям, находящимся в разных городах, в ней будет возможность онлайн-учета компетенций, их роста, качества и т. д., — рассказывает Калинин. — Для построения такой системы мы привлекаем глобального партнера. Эта система позволит управлять не только имеющимися ресурсами, но и выставлять задачи наружу — фрилансерам».

Александр ЛЕВАШОВ

см.  Сбербанк России