Открытое правительство в закрытом режиме определило судьбу мегарегулятора

30.07.2010 02:04

В ближайшие дни Открытое правительство представит премьер-министру Дмитрию Медведеву доклад о создании в России мегарегулятора. По информации Slon, в нем будет предложено упразднить Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), возложив ее функции на Комитет финансового надзора (КФН), который появится в структуре Банка России (по аналогии с КБН, Комитетом банковского надзора).

Месяц назад Дмитрий Медведев дал Открытому правительству поручение проработать три варианта реформирования системы надзора за финансовым рынком: оставить ФСФР как есть, усилив ее роль, трансформировать службу в специальное агентство при Банке России и полностью растворить ее в ЦБ. За месяц участники Открытого правительства рассмотрели плюсы и минусы каждого из этих вариантов, провели несколько публичных обсуждений. Последнее заседание прошло сегодня в закрытом режиме, на нем присутствовали от ЦБ зампред Сергей Швецов и директор Департамента финансовой стабильности Владимир Чистюхин, замминистра финансов Алексей Моисеев, замруководителя ФСФР Александр Синенко и представители отраслей, подконтрольных службе. Было решено передать на рассмотрение премьер-министру лишь один вариант, хотя ранее участники не исключали, что доклад включит в себя описание всех рассмотренных предложений.

«Вариант полного присоединения ФСФР к ЦБ получил наибольшую поддержку экспертного сообщества, поэтому выбрали именно его», — сказал Slon участник совещания.

«В том случае, если будет принято решение о том, что ФСФР передают в ЦБ, то предполагается, что все сотрудники службы получат приглашение перейти в ЦБ», — поясняет зампред ЦБ Сергей Швецов. Ранее представители ЦБ говорили, что переходный период после присоединения службы должен составить шесть месяцев, представители ФСФР уже сейчас говорят, что этого времени недостаточно, и настаивают на увеличении срока.

Банк России свое название не поменяет в связи с появлением новых полномочий. «Скорее всего, будут внесены поправки в законодательство, согласно которым ЦБ будет не просто ЦБ, а ЦБ с функцией мегарегулятора», — предположил один из участников совещания. Возможно, что совет директоров ЦБ будет расширен на количество зампредов, которые будут курировать надзор за финансовым рынком.

Независимо от того, какая конструкция мегарегулятора в итоге появится, будет проведена реформа саморегулирования. Саморегулируемые организации, объединяющие участников рынка, подконтрольных сейчас ФСФР, до конца ноября представят в Минфин и ЦБ предложения по общей части изменения своего функционала (обязательство членства, возможность участия в регулировании и надзоре). «До середины декабря они представят предложения по каждой из отраслей», — говорит источник в ЦБ.

Представители СРО говорят, что будут настаивать на усилении своей роли и в своих предложениях напишут, какие функции, которые сейчас есть у ФСФР, готовы взять на себя. «Минфин насчитал у ФСФР 1783 функции, это слишком много, — негодует руководитель одной из СРО. — Мы готовы, например, взять на себя описание стандартов профессиональной деятельности. Но при этом мы хотим быть соучастниками нормотворческих процессов в большей степени, чем сейчас».

СРО в своих предложениях попытаются доказать, что на новые функции у них есть и деньги, и специалисты, готовые их исполнять. Некоторые участники рынка уже настаивают на том, чтобы внедрять своих представителей в Комитет финансового надзора. Но такая практика не характерна для ЦБ, который по закону «О Центральном Банке» лишь проводит консультации с кредитными организациями «перед принятием наиболее важных решений нормативного характера». Участники финансового рынка уже приняли переход под контроль ЦБ как данность, теперь их волнует главным образом одно: дифференцирует ли ЦБ надзор либо будет применять общие правила лишь с редкими исключениями?

Татьяна АЛЕШКИНА