Отчетность Сбербанка подпортила улица

07.11.2012 11:59

Просрочка выросла по карточным долгам

По итогам 2012 года чистая прибыль группы Сбербанка превзошла прогнозы аналитиков, составив 347,9 млрд руб. Неожиданностью для экспертов стали меньшие, чем ожидалось, отчисления банка в резервы в четвертом квартале на фоне снижения доли проблемных кредитов. Впрочем, улучшение качества кредитного портфеля произошло не во всех сегментах — по потребительским ссудам банк показал рост просроченной задолженности из-за ухудшения обслуживания карточных долгов клиентами «с улицы».

Вчера Сбербанк опубликовал данные отчетности по международным стандартам (МСФО) за 2012 год. Чистая прибыль группы Сбербанка по итогам года составила 347,9 млрд руб., что на 10,1 больше результата 2011 года.

В четвертом квартале чистая прибыль Сбербанка по МСФО составила 85,1 млрд руб. Такой результат несколько превзошел прогнозы аналитиков, которые ожидали, что четвертый квартал принесет банку около 80 млрд руб. чистой прибыли. «Банк в целом показал больший, чем ожидалось, рост процентных и комиссионных доходов,— говорит заместитель руководителя аналитического департамента «Совлинк» Ольга Беленькая.— Кроме того, мы прогнозировали больший рост отчислений в резервы в четвертом квартале — на уровне 16 млрд руб., в то время как он составил 10,9 млрд руб. за квартал».

Меньший, чем прогнозировали эксперты, объем отчислений в резервы в четвертом квартале связан с улучшением качества кредитного портфеля банка. Доля проблемных кредитов (с просрочкой свыше 90 дней) за квартал снизилась с 3,4% до 3,2%. «В целом качество кредитного портфеля Сбербанка действительно выросло, однако не во всех сегментах,— отмечает Ольга Беленькая.— Так, наметившийся в третьем квартале тренд по росту просрочки (от одного дня) в сегменте потребительского кредитования (на него приходится 56% розничного портфеля Сбербанка, или 1,57 трлн руб.— «Ъ») — в июле-сентябре она увеличилась с 5,2% до 6% — продолжился в четвертом квартале (рост до 6,2%), в абсолютном выражении объем просроченных боле чем на один день потребительских кредитов вырос на 7,2%».

Причиной ухудшения качества потребкредитов стал их стремительный рост в течение года, считают эксперты. За год объем потребительских кредитов вырос на 66,3%, в то время как в целом розничный портфель увеличился на 57,1% за год, корпоративный — на 25,1%, что значительно выше среднерыночных показателей. «Конечно, столь стремительные темпы роста, которые мы демонстрировали в прошлом году, не могли не сказаться на качестве кредитного портфеля, однако ничего драматичного с точки зрения просрочки мы не видим,— отметил зампред правления банка Александр Морозов.— Конечно, есть определенные сегменты, в частности это кредитные карты, которые мы выдавали клиентам «с улицы», в этом сегменте есть некоторое снижение качества, но это нормально».

Как следует из отчетности банка, чтобы поддерживать опережающий рынок рост кредитования в четвертом квартале, он повысил ставки по привлечению средств от корпоративных клиентов. В результате средняя стоимость срочных депозитов юрлиц за квартал выросла с 5,1% до 6,3% и превысила аналогичный показатель по вкладам физлиц — 5,1%. «Это нетипичная ситуация, традиционно банки предлагают по депозитам компаний меньшую доходность, чем по вкладам граждан, поскольку юрлица размещают средства на небольшие сроки»,— говорит старший директор банковской аналитической группы рейтингового агентства Fitch Александр Данилов. «Не исключено, что банк намеренно сделал ставку именно на депозиты компаний, чтобы запастись краткосрочной ликвидностью для поддержания роста в конце года и не переплачивать по более длинным розничным вкладам»,— полагает Ольга Беленькая.

Эту версию подтверждает Александр Морозов. По его словам, более или менее свободной ситуация с ликвидностью стала лишь в самом конце декабря. «Мы подстраховывались, запасаясь средствами юрлиц, поэтому средняя доходность по срочным депозитам компаний в конце года действительно выросла»,— говорит он. «Это были короткие средства, и срок депозитов, привлеченных по таким ставкам в конце прошлого года, в большинстве случаев уже истек,— пояснил господин Морозов.— Поэтому мы не ожидаем существенного влияния повышения стоимости заемных средств юрлиц на нашу маржу». По итогам 2012 года чистая процентная маржа Сбербанка составила 6,1%, снизившись за год на 0,3 процентного пункта. В конце прошлого года Сбербанк давал прогноз чистой процентной маржи на этот год 5,8—6,0% и на текущий момент сохраняет его.

Сбербанк утратил интерес к автокредитам

По итогам 2012 года, доля автокредитов в розничном портфеле Сбербанка, лидирующем в этом сегменте рынка, снизилась с 5 до 4%. По словам зампреда правления Сбербанка Александра Морозова, это связано с тем, что это направление больше не является приоритетным для банка. «Нам, конечно, важны все продукты, которые мы делаем, но в то же время мы немало внимания уделяем марже,— пояснил он.— Если продукт приносит недостаточное количество маржи, то фокус на этом продукте у нас меньше. Сейчас конкуренция на рынке автокредитования привела к тому, что маржа в этом виде бизнеса оказалась «очень маленькой»». По мнению господина Морозова, в будущем кэптивные банки автопроизводителей будут все более активно присутствовать на рынке, оставляя все меньше и меньше маржи для коммерческих банков. «Если стратегически посмотреть, мы не очень верим в существенное прибыльное развитие данного рынка,— уточнил Александр Морозов — На сегодняшний день мы вполне довольны тем уровнем, который у нас есть в автокредитовании. Приоритетом же у нас являются, безусловно, ипотека и кредитные карты».

Ксения ДЕМЕНТЬЕВА

см.  Сбербанк России